12:27
Литургические чтения: 2 НОЯБРЯ. Поминовение всех усопших верных

«Надежда не постыжает, говорит Павел. Надежда привлекает к себе и придаёт смысл жизни. ‹...› Надежда – это дар Божий, он ведёт к жизни, к вечной радости. Надежда – якорь, который брошен в потустороннее: держась за канат, мы поддерживаем друг друга. Я знаю, что мой Искупитель жив, и я увижу Его: эти слова нужно повторять и в радости, и в горе, и в минуту смерти» (Папа Франциск, Месса в часовне Тевтонского кладбища Ватикана 02.11.2020).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иов 19,1.23-27a

И отвечал Иов, и сказал: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге, резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были! А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его.

Толкование

Во всем Священном Писании ни один человек не сталкивался с тайной боли и смерти так глубоко, как праведный Иов. В день, когда мы призваны молиться обо всех, кто переступил рубеж земной жизни, литургия Церкви в первой Мессе предлагает именно отрывок из Книги Иова. Наш герой, находясь в постоянном диалоге с Богом, задается вопросом о причинах своих нескончаемых несчастий. Ответы приходят не от Бога, а от некоторых друзей Иова, богословов, которые считают, что знают буквально все о жизни и смерти. Эти ответы не удовлетворяют праведника, но и Бог не отвечает на его вопросы, а, наоборот, побуждает взглянуть не только на тайну боли и смерти, но и на тайну жизни и творения. В конце концов, если задуматься, в Евангелии Иисус не отвечает на вопросы о смерти и боли, а просто проходит через них. Господь дает понять: важно не то, что с тобой происходит, а то, что ты делаешь с этим. Познать смерть можно будет только тогда, когда мы пройдем через нее.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 5,5-11

Братья: Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.

Толкование

Обращаясь к христианской общине в Риме, Павел затрагивает деликатную тему страданий. Для этого он не прибегает к философии или теологии, а исходит из опыта Самого Христа. Апостол рассматривает драму человека в неразрывной связи с великой драмой Иисуса. Повинуясь Отцу, Господь умер за нас, когда мы были недостойны такой милости; разве Он может не сделать все возможное, чтобы снова дать нам жизнь? Павлу важно не столько утешить христиан своего времени, сколько сообщить об источниках своей надежды: это любовь Отца, животворящее присутствие Святого Духа, жертва Сына. Христианин не просто имеет смутную надежду на воскресение, но твердо уповает на это, ибо он уже видел содеянное Отцом в отношении Сына. Нельзя требовать от Сына Божьего столь великой жертвы, если потом не хочешь разделить результат этой жертвы со своими ближними и дальними. Смерть Иисуса есть не что иное, как гибель смерти. В Христе, через Христа и вместе с Христом мы входим в вечную жизнь.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 5,1-12a

В то время: Увидев народ, Иисус взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие; ибо они утешатся. Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся. Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы; ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах.

Толкование

Для чего Иисус пришел в мир? Оглянувшись вокруг, нам трудно увидеть плоды Его пришествия. Мир любви, братских отношений, гармонии, «близкое» Царство Небесное – о котором Он всегда говорил – больше похожи на мираж, а иногда даже на утопию. Однако Иисус пришел и не стал тратить время на бесплодные рассуждения о людской злобе, но решительно и непрестанно исполнял волю Небесного Отца. Это побуждало Его никогда не сдаваться, даже когда казалось, что все потеряно, даже когда Он сказал Двенадцати: «Хотите ли и вы уйти?» (Ин 6,67). Симон Петр от имени всех нас отвечает, что ни у кого другого нельзя найти слов, дающих жизнь вечную. В третьем песне «Рая» Данте прекрасно сказал: «В Его воле – наш покой». Иисус больше всего заботится о том, чтобы никого не потерять. Вот почему мы не сводим с Него глаз.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 38191 |Добавил: AdminCityEden | Теги: усопших, всех, верных., Ноября, чтения, Литургические, Поминовение