Святой Иероним родился в Стридоне (древняя Далмация) около 347 г. Литературное образование получил в Риме и там же был крещен. Приняв аскетический образ жизни, он отправился на Восток и был рукоположен в священники. Вернувшись в Рим, он стал секретарем Папы Дамаса, в это время начал пересмотр и новый латинский перевод Священного Писания и способствовал развитию монашеской жизни. Затем Иероним поселился в Вифлееме и принимал самое активное участие в событиях и нуждах Церкви. Он написал много трудов, особенно фундаментальных комментариев к Священному Писанию. Одной из своих духовных дочерей он советует: «Люби Священное Писание, и мудрость полюбит тебя; люби его нежно, и оно будет охранять тебя; почитай его, и ты получишь его ласки». Святой скончался в Вифлееме в 420 году.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иов 38,1.12-21;39,33-35
Господь отвечал Иову из бури и сказал: Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её, чтобы она охватила края земли и стряхнула с неё нечестивых; чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда; и чтобы отнялся у нечестивых свет их, и дерзкая рука их сокрушилась? Нисходил ли ты во глубину моря, и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь всё это. Где путь к жилищу света, и где место тьмы? Ты, конечно, доходил до границ её и знаешь стези к дому её. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рождён, и число дней твоих очень велико. И отвечал Иов Господу, и сказал: Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил, – теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду.
Толкование
После бесполезных слов так называемых друзей, которые считают себя мудрецами, вмешивается Сам Бог и напоминает Иову о Своем всемогуществе и величии. После этой потрясающей речи Иов осознает свою ничтожность и смиряется в безмолвном изумлении и благоговении перед Богом, Который склоняется над ним, спускается на его уровень, чтобы встретиться с ним в тайне страданий. Как мы ведем себя по отношению к тому, чего не понимаем? Возможно, мы тоже, подобно Иову, ожидаем, что Бог сразу же все нам объяснит… Но мир в душе наступает вовсе не от познания причины страданий, болезней и боли, а от осознания себя как существа, любимого Богом, от принятия – мгновение за мгновением – Его воли, даже если мы ее не понимаем, но глубоко верим, что для Бога нет ничего невозможного. Подобно Иову, будем принимать в благоговейном молчании все, что с нами происходит, в уверенности, что Бог не хочет зла, ибо Он есть любовь и прекрасно знает, как извлечь добро даже из зла, придавая нашей боли искупительную ценность в смерти и воскресении Своего Сына.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 10,13-16
В то время: Иисус сказал: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись. Но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
Толкование
Многие христиане считают себя праведными; полагают, что их совесть чиста, но на самом деле они лишь усыпили, обезболили свое сердце. Сердце – это не только место, где живут чувства, но и самая глубокая часть нашего существа, где зарождаются наши решения. Многие, приступая к Таинству Примирения, могут только бормотать: «Отец, у меня нет грехов, я никого не убивал, не крал...». Это означает поражение христианской совести. «Горе вам...»: эти слова Господа обращены не только к древним городам, но и к нам, сегодняшним христианам. Они являются призывом пробудиться и стряхнуть с себя оцепенение и душевную лень. Как часто мы участвуем в Святой Мессе, слушаем множество библейских толкований, размышляем над Словом Божьим, но затем остаемся равнодушными к учению Господа! Провозглашение Слова Божьего – это событие, призывающее к обращению, то есть к изменению направления всей жизни, образа мыслей и, следовательно, действий. Давайте позволим Богу обратить нас.