Или: Св. Сильвестр I, Папа Римский
Святой Папа Римский Сильвестр I жил в переходный период между последними гонениями и эпохой мира, начатой императором Константином; он был Епископом Рима более двадцати лет – с 314 по 335 год. Его правление было спокойным благодаря наследию его предшественника св. Мильциада, который хорошо организовал Церковь и заручился поддержкой императора Константина. Император подарил Сильвестру в качестве резиденции Латеранский дворец, к которому позднее была пристроена базилика Святого Иоанна. Папе Сильвестру принадлежит идея строительства первой базилики Святого Петра, важнейшей для христианства, а затем базилики в честь святого апостола Павла на улице Остиенсе в Риме. Во время его понтификата состоялся Никейский собор (325 г.), провозгласивший – против арианской ереси – веру в божественность Христа. Святой Сильвестр умер в 335 году, и через год после смерти в литургический календарь был внесен посвященный ему праздник, который отмечается 31 декабря, в то время как на Востоке его память отмечается 2 января. Он является одним из первых, кого почитали как исповедника: этот титул присваивается начиная с IV века тем, кто даже без мученичества прожил жизнь, посвященную Христу.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 2,18-21
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
Толкование
Мы достигли поворотного момента в истории. Так же, как 31 декабря можно считать переломным моментом, хотя в действительности каждый день, каждое мгновение – это переломный момент. Каждый момент нашей жизни может стать новым началом; мы всегда можем начать все сначала или сдаться. Принять решение во благо или во зло. Конец года помогает нам серьезно задуматься об упущенных возможностях, но также и о моментах благодати, о тех событиях, которыми Господь посетил нас. Последний час настал, говорит св. Иоанн, и он, конечно, не имеет в виду час смерти, скрытый от всех. Последний час – благоприятное время для выбора между многими антихристами и единым Мессией. В конце календарного года, когда мы рискуем погрузиться в шум празднования, в наших сердцах остается только один вопрос: «Стоило ли оно того? Что из произошедшего в моей жизни в этом году останется в вечности?». Если наш ответ - «ничего», давайте не будем унывать, но, увещеваемые Словом Господа, встанем на ноги, решив следовать за единственным Мессией.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,1-18
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
Толкование
В последний день года Евангелие побуждает нас задуматься о начале всего, а лучше сказать, ставит перед началом всякого начала. Таким образом Иоанн начинает евангельский рассказ: выходя за рамки истории, истории моментов, чтобы написать Историю, которая лежит в основе всей истории. «В начале»: как много написано в книгах по систематическому богословию, экзегетике, духовности об этих словах! Это «в начале» перекликается с тем «в начале», которое мы находим на самой первой странице Священного Писания. Начало понимается не столько как момент времени, сколько как причина всего. В начале мира, каждого из нас, наших жизней и отношений лежит Слово, то есть голос Бога. Все, что существует, является результатом любящего призыва Отца. Бог зовет по имени, и реальность свершается, Бог зовет нас, и мы приходим к жизни, начинаем существовать. Папа Франциск в своей проповеди, произнесенной 25 марта 2022 года в соборе Святого Петра по случаю покаянной литургии Великого поста и в день посвящения России и Украины Непорочному Сердцу Марии, цитируя святого Августина, сказал: «Уйти от Тебя – значит упасть, вернуться к Тебе – значит подняться, пребывать в Тебе – значит жить». Давайте же пребывать в Нем.