12:33
Литургические чтения: 31 МАРТА. Пятница V недели Великого поста

Пророк Иеремия (Сикстинская капелла, Ватикан)

«Во всех религиях именно человек приносит жертву Богу. В случае Иисуса Бог жертвует Своего Сына ради спасения человечества. Иоанн выражает своё восхищение и согласие с этой новизной, принесённой Иисусом, в словах, исполненных особого смысла, которые мы повторяем каждый раз во время Святой Мессы: ‘Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира’ (Ин 1,29)» (Папа Франциск, Angelus 19.01.2020).
 

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 20,10-13

Я слышал толки многих: угрозы вокруг; «заявите, говорили они, и мы сделаем донос». Все, жившие со мною в мире, сторожат за мною, не споткнусь ли я: «может быть, говорят, он попадётся; и мы одолеем его, и отмстим ему». Но со мною Господь, как сильный ратоборец; поэтому гонители мои споткнутся и не одолеют; сильно посрамятся, потому что поступали неразумно; посрамление будет вечное, никогда не забудется. Господи сил! Ты испытываешь праведного и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщение Твоё над ними, ибо Тебе вверил я дело моё. Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев.

Толкование

Пророческое действие Иеремии больше не может заключаться в призыве народа к обращению. Долгие годы его голос оставался неуслышанным. Теперь он должен по повелению Бога объявить, что Божественный приговор бесповоротен. Наказание вот-вот обрушится на Израиль: Иерусалим будет отдан в руки вавилонского царя. В этих обстоятельствах – самых болезненных в его мучительном опыте пророка – звучит последняя «исповедь», в высшей степени автобиографический отрывок, но в то же время поучительный для жизни каждого подлинного верующего. В нескольких трогательных стихах рассказывается о моменте призвания. Пророк не забыл, как он впадал в уныние и противился воле Божией, как его гнали, предавали, как клеветали на него – таковы реалии его жизни. Однако, как новый Иов, Иеремия побеждает и в испытании; в итоге появляется чистый акт веры в Бога. Знаменательно торжественное вступительное слово: «Со мною Господь, как сильный ратоборец». Оно прямо напоминает слова, которые Сам Бог сказал пророку во время его призвания: «Я с тобою, чтобы избавлять тебя» (Иер 1,19).

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 10,31-42

В то время: Иудеи схватили каменья, чтобы побить Иисуса. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание: Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их. И пошёл опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но всё, что сказал Иоанн о Нём, было истинно. И многие там уверовали в Него.

Толкование

Иисус апеллирует сначала к Слову Божьему, которое невозможно опровергнуть, а затем к делам, которые Он совершил; в последний раз Он пытается открыть сердца иудеев для веры. К сожалению, это была неудачная попытка, потому что иудеи в ответ обвиняют Иисуса в самозванном присвоении титула Бога. Однако, решая убить Его, они тоже ставят себя на место Бога! Таково извечное искушение человека: желать Божьей силы лишь для того, чтобы творить злодеяния, а не дела любви, для которых мы были созданы. Иисус, говоря: «Будьте милосердны, как милосерд Отец ваш», по сути, напоминает, что мы призваны подражать Богу только в добре. Это не дежурная фраза, а жизненное обязательство. Итак, добрые дела позволяют нам быть похожими на Бога и не становиться идолами самих себя. На это пути следует принять во внимание крест: парадоксальный инструмент, через который Бог проявляет реальную силу Своей любви. Именно на кресте мы познаем истинного Бога и подлинного Человека.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 55666 |Добавил: AdminCityEden | Теги: чтения, недели, Марта, Литургические, 31, поста., великого, Пятница