15:42 Литургические чтения: 31 МАРТА. Светлое Христово Воскресение | ||||
«Христово воскресение – это победа любви над корнем зла, победа, которая не избегает страстей и смерти, но проходит через них, прокладывая дорогу в бездне и преображая зло в добро: это исключительный знак Божьей силы» (Папа Франциск, Urbi et Orbi 12.04.2020).
ПАСХАЛЬНОЕ ВРЕМЯ "Felix Culpa!" – поем мы в великом гимне в начале пасхального бдения. Эти слова, взятые из трудов св. Августина, напоминают о необычном и даже парадоксальном факте: если первородный грех наших прародителей удостоил нас столь великого дара (искупления, совершенного Сыном Божьим через Его страсти, смерть и воскресение), то блаженны мы, познавшие отдаление от Бога и тьму греха. Тот, кто познал тьму, может понять жизненную ценность света. Мы получили тот же дар, ибо, познав сумрак человеческого зла, Господь даровал нам Свой пасхальный свет через Таинство Крещения. В прошлом это пасхальное время имело именно такую интонацию: те, кто принял Таинство Крещения в пасхальную ночь, проживали это время в так называемой мистагогии. Это был период, когда они углубляли дар Крещения посредством катехизации. Поэтому пасхальное время призывает нас вспомнить, что мы призваны к совершенно новой жизни: старое, говорит св. Павел, прошло. Бывшие греховные привычки, старое эгоистичное поведение, «ветхий» образ мыслей и действий больше не имеют основания существовать, потому что и мы – вместе с Христом – умерли и воскресли для новой жизни. Воскресение Иисуса делает и нашу жизнь непрерывно новой, простой и радостной; это возможно в той мере, в какой воскресший Христос дает нам ту же силу, которую Он даровал апостолам после Своего воскресения: это присутствие Святого Духа, которое позволяет жить как воскресшим людям, постоянно обращенным к небесным реалиям. В это пасхальное время литургия будет сопровождать нас чтением Книги Деяний апостольских, которые представляют собой живое и действенное свидетельство того, как именно присутствие воскресшего Христа помогало апостолам в проповеди Евангелия и распространении Благой вести. Пасхальное время начинается с Пасхального воскресенья и заканчивается воскресеньем Пятидесятницы. Первые восемь дней составляют октаву Пасхи и празднуются как торжество Господне. Воскресенья пасхального времени также имеют приоритет над праздниками Господними и всеми торжественными днями. По воскресеньям пасхального времени произносится Gloria и совершается исповедание веры с Символом веры. Литургический цвет облачений для этого времени – белый. ВОСКРЕСШИЙ МЕНЯЕТ НАПРАВЛЕНИЕ ИСТОРИИ «Вот что делает Пасха Господня: она зовет нас идти вперед, избавиться от чувства поражения, отбросить камни с могил, в которых мы часто хороним надежду, с уверенностью смотреть в будущее. Ибо Христос воскрес и изменил направление истории. Пасха Господня возвращает нас в благодатное прошлое, заставляет ‘вернуться в Галилею’, где началась наша история любви с Иисусом, где Он впервые призвал следовать за Ним. Иными словами, мы должны пережить заново свою первую встречу с Господом, когда мы испытали Его любовь и обрели новый и светлый взгляд на себя, на жизненные реалии, на тайну жизни. Чтобы воскреснуть, начать заново, возобновить путь, нам непременно следует возвратиться в Галилею, то есть вернуться не к абстрактному Иисусу, а к живой памяти, к конкретному и осязаемому воспоминанию о первой встрече с Ним. Чтобы идти вперед, нужно помнить; чтобы иметь надежду, мы должны питать память. В этом и заключается приглашение: помните и идите! Если мы вернем себе первую любовь, изумление и радость от встречи с живым, реальным Иисусом, мы действительно сможем пойти дальше. Помните и идите» (Папа Франциск, проповедь в Навечерие Пасхи 8 апреля 2023 г.). ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 10,34a.37-43 В те дни: Пётр отверз уста и сказал: вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мёртвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых. О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Толкование Текст Деяний апостольских приводит первую проповедь св. Петра перед язычниками. За ним послал римлянин Корнилий, и апостол в нескольких словах излагает содержание христианской вести: Иисус крестился в Иордане, ходил по улицам Иудеи и Галилеи, творя добро и изгоняя бесов, умер на Кресте по несправедливому приговору, и Небесный Отец воскресил Его. Итак, Иисус жив, хотя и находится вне земных измерений пространства и времени; Он продолжает действовать среди людей, выполняя Свою Божественную функцию – удалять грехи из сердец людей. Итак, послание таково: Иисус – истинный человек и истинный Бог, Он умер за нас, но теперь Он жив; Его Царство не от мира сего, и в него входят уже сейчас через обращение и жизнь по благодати. И сегодня – спустя две тысячи лет и после стольких размышлений святых и богословов – суть остается неизменной. Если кто-то проповедует нечто иное, он предает миссию Христа и Церкви. Господь умер за нас и сейчас жив, чтобы вывести нас из тьмы к свету: вот что нужно знать людям. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Кол 3,1-4 Братья: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Толкование Христианин живет в двух измерениях: земном зримом и внутреннем невидимом. В первом мы работаем, отдыхаем, ходим по магазинам, создаем семью, заводим детей; во втором мы находимся в общении с Иисусом, святыми и ангелами, мы уже живем Божественной реальностью и имеем в своем сердце не что иное, как Святого Духа. Эти две реальности сосуществуют, не мешая друг другу: мы можем спокойно продолжать заниматься делами «земными», в то время как наши сердца и умы заняты делами «горними»; мы можем быть государственными чиновниками или нобелевскими лауреатами по физике и в то же время быть сокрытыми со Христом. Действительно, наша христианская жизнь будет все больше и больше состоять из слияния этих двух миров, вплоть до самой смерти. Единственная черная дыра, в которую мы можем попасть, – это грех, который нарушает это единство: тогда мы окажемся лишь в земном мире, подверженном разложению. В таком случае необходимо немедленно спешить на исповедь. Пасхальное возвещение – это ликующий призыв «искать горнего» и полностью погрузиться в жизнь Воскресшего. ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20,1-9 В первый день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых. Толкование Первым знамением, поразившим учеников, стала пустая гробница. Господь Иисус не раз предвещал, что воскреснет из мертвых, и именно на третий день; но ученики не понимали, не хотели понимать. Они очень любили своего Учителя и не могли понять, почему Он должен был умереть такой жестокой смертью; более того, они не могли понять, что будет дальше. Все было окутано тайной и не слишком большим доверием. У учеников были собственные представления о том, что должен был сделать Мессия, и они продолжали думать по своим земным шаблонам. Поэтому пустая гробница – первый признак внутреннего недоумения учеников. Иисус оказался прав: Его тело не должно было познать тления плоти, но где же оно? Прежде чем явиться воскресшим, Иисус исчезает из гробницы. Прежде чем принять Христа в Его воскресении, необходимо очистить свой разум от других идей. Мы должны принимать Бога таким, каким Он Сам являет Себя, а не таким, каким мы хотели бы Его видеть. Созерцание пустой гробницы полезно для нас. В этой гробнице мы тоже отрекаемся от себя, чтобы приветствовать Воскресшего таким, какой Он есть на самом деле. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 75826 | |
|