12:26
Литургические чтения: 3 МАРТА. Пятница I недели Великого поста

«Иисус напоминает, что убить можно даже словом! Когда говорят, что у кого-то змеиный язык, что это значит? Что его слова убивают! Поэтому нужно не только не покушаться на жизнь ближнего, но и не выплескивать на него яд гнева и не добивать его клеветой» (Папа Франциск, Angelus 16.02.2014).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 18,21-28

Так говорит Господь Бог: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие своё, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрёт. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей, и делает беззаконие, и за то умирает: то он умирает за беззаконие своё, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, — к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт.

Толкование

Для понимания этого фрагмента из Книги Иезекииля нужно помнить, что Израилю присуще сильное чувство коллективной ответственности за грех. Но еще пророк Иеремия учил, что есть также личный грех, и каждый человек несет личную ответственность за свои дела. Иезекииль продолжает это учение и заявляет, что каждый человек своим поведением решает собственную участь, но даже личная судьба не является необратимой: Бог жизни вовсе не наслаждается гибелью человечества, но терпеливо ожидает обращения человека, побуждая его обратиться. Господь дарует нам шанс для новой жизни и указывает путь к спасению, который, как и любой путь, требует усилий и настойчивости. Не только грешник должен радикально измениться, но и праведник также должен постоянно действовать по воле Божьей, иначе ценность его дел будет утрачена. Невозможно стать праведным раз и навсегда, – человек становится праведным день за днем, верно следуя путями Господа.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 5,20-26

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Толкование

Когда слова выражают любовь, поощрение, прощение, мир, они становятся основой для «мостов» между людьми. Но можно убить одним словом, когда оно попирает достоинство ближнего и пренебрегает его внутренним богатством. Иисус напоминает, что для соблюдения заповеди недостаточно воздерживаться от убийства, ибо существует много способов убить человека в прямом и переносном смысле. Достаточно вспомнить об обобщениях, о ярлыках, которые мы навешиваем на человека, даже не зная его, никогда не общаясь с ним. Немало жизней оборвалось слишком рано, потому что эти несчастные больше не могли выносить бремени чужого осуждения. Иисус использовал слова исключительно ради любви, милосердия, благословения, созидания новые отношения. Сейчас самое время использовать между нами новые (или забытые) слова; в этом нам помогает величайшее и самое прочное Слово – благое Слово Иисуса. Пусть же наши слова всегда дарят жизнь!


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 51609 |Добавил: AdminCityEden | Теги: поста., Литургические, чтения, недели, Марта, великого, Пятница