ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Гал 1,6-12
Братья: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Толкование
Апостол Павел понимал: чтобы быть полезными Богу, нельзя слишком заботиться об угождении людям. Действительно, нередко то, что нравится людям, не нравится Богу. Над нами могут насмехаться, если мы делаем выбор в пользу Бога. Что скажут люди, например, если мы будем решительно выступать против того, что общество считает нормальным, например, против абортов или беспорядочных половых связей? Не будут ли нас высмеивать, если мы будем защищать моногамию в мире, где нормальным считается иметь как можно больше партнеров? Будут ли нас считать «старомодными», если мы заявим, что все еще верим в брак? Что о нас подумают, если мы будем уважать других в мире, где высокомерие часто вознаграждается? Христианин призван каждый день выбирать, кому он хочет угодить. Если он хочет угодить Богу, то не всегда будет угождать людям, но когда поймет, что единственное, что имеет значение, – это быть угодным Богу, то сразу избавится от беспокойства, связанного с необходимостью угождать другим любой ценой.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 10,25-37
В то время: Один законник встал, и, искушая Иисуса, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою, и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел, и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу, и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Толкование
В притче о Добром самарянине представлены четыре персонажа. Первый – человек, личность которого неизвестна, попавший в руки грабителей. Он олицетворяет человечество, погрязшее в грехе, безжизненное, одинокое, беспомощное, лишенное сил продолжать свой путь. Иногда мы тоже чувствуем себя как этот человек, ограбленный разбойниками на иерихонской дороге: усталыми, удрученными, побежденными ударами от жизни, разочарованными, растерянными и не знающими, что делать. Мимо этого человека проходят священник и левит, но ни один из них не проявляет сострадания, ни один из них не исполняет заповедь любви. Наконец, мимо проходит самарянин: отверженный язычник, которого считают грешником. Однако именно он проявляет близость, поступив так, как хотел бы, чтобы другие поступали с ним в подобной ситуации. Часто ли мы проявляем близость к людям страдающим, одиноким, брошенным всеми, неуверенным в себе, чувствующим себя несчастными и бедными? «Иди и ты поступай так же».