ЗАЖИГАЕМ ВТОРУЮ СВЕЧУ ВЕНКА АДВЕНТА
Иисусе, Свет, озаряющий всякую тьму, в ожидании Тебя мы преисполнены надежды. Ты приходишь в нашу жизнь и делаешь это с нежностью беззащитного Младенца, нуждающегося в нашей любви и заботе. Давайте зажжем вторую свечу, чтобы напомнить себе о нашем долге бодрствовать, принимая с нежностью окружающих нас людей.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 11,1-10
В тот день: И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих, и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава.
Толкование
Мессианские времена не возвещают великими знамениями и чудесами, не запускают по этому поводу фейерверки и не объявляют о них в прайм-тайм в национальных новостях. Божье присутствие в мире возвещается маленьким ростком, то есть новой жизнью, тихо развивающейся на стволе, который сейчас кажется безжизненным. Бог проявляет Себя через малые вещи, вмешиваясь в конкретную, повседневную, будничную историю людей и мира. При этом Он не ищет одобрения людей, Ему не нужно завоевывать известность. Его вмешательство проявляется в изменении всей реальности. Те, кто раньше были врагами, будут мирно жить рядом, хищники и жертвы будут пастись вместе. Это новый способ отношения к ближним и к реальности. Всей этой новой жизнью будет управлять Младенец. Встретить Его – великая благодать.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 15,4-9
Братья: Всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя, Господи, между язычниками, и буду петь имени Твоему».
Толкование
Христианина узнают по его любви к Господу и к людям: одно не может существовать без другого. Апостол Павел пишет об этом общине в Риме. К сожалению, мы знаем, что эту любовь – внутреннюю красоту, которую мы воспринимаем сердцем, – не всегда легко воплощать в жизни. В каждом из нас живет также некое раздвоение: мы всегда хотели бы делать добро, а вместо этого вершим зло; мы хотели бы любить всегда, любого и в любом случае, а вместо этого наталкиваемся на свои и чужие недостатки, – при том, кажется, другие делают все возможное, чтобы их не любили. Что нам делать в этом случае? Опустить руки и смириться? Нет. Святой Павел предлагает выход: Господь знает, как ответить на стремление к добру. Лишь Он может даровать нам возможность иметь добрые чувства друг к другу, следуя примеру Христа Иисуса. Благодаря мощному оружию молитвы мы можем жить в соответствии с природой нашего сердца и строить подлинное общение каждый день.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 3,1-12
В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мёд. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему, и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: отродье змеиное! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.
Толкование
«Все смутно жаждут блага, сознавая, что мир души лишь в нем осуществим, и все к нему стремятся, уповая». Недавно отмечалась годовщина смерти великого поэта Данте Алигьери, и, пожалуй, никто лучше него не смог сфокусировать чувства и эмоции, ожидания и разочарования, сомнения и уверенность человечества всех времен. В 17-й песне «Чистилища» мы находим это его великолепное высказывание, в котором прекрасно выражена попытка каждого человека искать наивысшее добро и благо. Сегодняшнее Евангелие свидетельствует о том, что Иоанн Креститель также искал высшее благо, и о том, чего именно он ожидал от Мессии. По его представлениям, Мессия должен был стать вершителем правосудия в самом благородном смысле этого слова, – тем, кто расставит все по своим местам. Но Иисус из Назарета ничем не напоминал сурового судию, и поэтому Иоанн Креститель – находясь в тюрьме по воле царя Ирода – послал некоторых из своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Лк 7,19б). Иисус – вечная новизна Отца, Его невозможно свести к нашим узким, человеческим представлениям о том, каким должен быть Бог.