ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3,7-10
Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Толкование
Слово «разрушить», сказанное в связи с Божьим делом, может показаться резким для наших ушей, но это чистая правда. Святой Иоанн говорит, что Сын Божий пришел к нам, чтобы разрушить «дела дьявола». Поэтому мы не должны проявлять жалость или снисходительность к таким делам, как, с другой стороны, учат нас все святые и духовные отцы Церкви: пагубные дела должны быть буквально уничтожены. Может случиться так, что страсти (гнев, ревность, чувственность и т.д.) со временем теряют в нас свою остроту и силу. Однако давайте не будем обманываться, думая, что они уйдут сами собой: они просто спрятались в каком-то уголке нашей души, дремлют, но ждут момента, когда бдительность ослабнет, чтобы вернуться с удвоенной силой. Поэтому дела дьявола должны быть радикально уничтожены. Однако мы, хрупкие и слабовольные создания, не можем этого сделать: нам нужен Иисус, чтобы победить их в нас. Поэтому давайте часто призывать Святого Духа, принимать Его в Пресвятой Евхаристии и позволять Ему уничтожать в нас все, что противится Божественной жизни.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,35-42
В то время: Стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: «учитель», – где живёшь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живёт; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна о Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос». И привёл его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр).
Толкование
Способность двух молодых учеников мгновенно перейти от своего почитаемого учителя Иоанна к новому неизвестному пророку, указанному им по именем «Агнец Божий», просто поразительна. Не все ученики Иоанна Крестителя поступают так, хотя все они слышат слова Предтечи о том, что они должны идти за Иисусом, а не за ним, ибо с приходом Иисуса его миссия уже заканчивается. С проповедью Иоанна Крестителя закрывается великая страница Ветхого Завета и открывается окончательное откровение: сам Креститель призывает принять новую реальность. В этой новой реальности все меняется: Симон становится Петром, рыбаки – апостолами, способными творить чудеса, Святой Дух возносит все творение к Богу, и людям даруется благодать. И все же, возможно, некоторые хотят остаться в нише Ветхого Завета, где достаточно соблюдать законы, не будучи поглощенными новым миром Божьей любви. Закон написан на каменных скрижалях, Агнец же идет, куда хочет, и заканчивает Свой путь на славном Кресте. Христианская жизнь никогда не бывает «нормальной»: она всегда исключительна, потому что Бог – огонь всепожирающий.