18:35 Литургические чтения: 4 МАРТА. Понедельник III недели Великого поста | ||||
«Смирение – результат перемен, совершаемых Святым Духом в каждом из нас. Вместе со славой, силой и уважением Нееман был вынужден переживать величайшую драму: он был прокаженным. Это противоречие мы часто находим в собственной жизни: порой великие дары – это панцирь, под которым прячутся великие немощи» (Папа Франциск, Речь к членам Коллегии кардиналов и Римской Курии 23.12.2021).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 4 Цар (2 Reg) 5,1-15 В те дни: Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. И человек сей был отличный воин, но прокажённый. Сирияне однажды пошли отрядами, и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! И пошёл Нееман, и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошёл и взял с собою десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд. И принёс письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придёт ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твоё у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошёл, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошёл он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился. И возвратился к человеку Божию – он и все сопровождавшие его, и пришёл, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. Толкование «Пусть тот человек придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». Елисей смел и уверен в исцелении прокаженного-чужестранца. Он не говорит «если», «может быть», «попробуем»: он уверен, что Нееман исцелится, если целиком доверится Богу. Но в замыслы Бога вовсе не входят жесты, рассчитанные на удивление толпы зрителей; необходимо согласие человека, ибо Господь есть любовь, а любовь требует смирения, мягкости, нежности и доверия. Вот почему Елисей просит прокаженного пройти испытание на доверие: он просит его семь раз окунуться в реку. Нееман сначала гневается на пророка, но затем, поддавшись на уговоры своих рабов, входит в воду, и по мере того, как болезнь уходит, теряет горделивую независимость и возрождается как доверчивый ребенок. Порой именно такие испытания оказываются особо трудными, ибо нам приходится отказываться от самолюбия и гордыни. Омовение в Иордане полководца Неемана стало первой в истории «купелью смирения». ЕВАНГЕЛИЕ Лк 4,24-30 Когда Иисус пришёл в Назарет, сказал народу в синагоге: Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своём отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее; и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости. И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился. Толкование Почему жители Назарета не верили, что Иисус – Мессия? Потому что они видели Его ребенком, потом подростком и юношей; они знали, что Он был тружеником, сыном деревенского плотника. Они, как и все остальные соотечественники, были уверены, что Мессия соберёт армию, у него будет много последователей, он устроит всенародное восстание. Но поскольку Христос совершал чудеса, возмущая класс вождей и правителей, земляки презирали Его, больше заботясь о мире с сильными мира сего, чем о собственном обращении. Иноземцы – более свободные от идеологических и ментальных ограничений – были облагодетельствованы Богом именно вследствие своей открытости для благодати и деяний пророков. Этот отрывок учит не иметь слишком много предвзятых и стандартных представлений о Боге и Его образе действий, ибо мы не знаем, как действует в нас Божья благодать. Можно стать святым, пролежав всю жизнь в постели, богатый промышленник может быть послан Богом построить колонию прокаженных в Бразилии (как это случилось с рабом Божьим Марчелло Кандиа) и т. д. Давайте всегда оставаться открытыми и доступными для Божьей воли: Господь совершит в нас великие дела. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 65595 | |
|