12:24 Литургические чтения: 5 АВГУСТА. Суббота XVII рядовой недели | ||||
Усекновение главы святого Иоанна Крестителя «Попросим у Иоанна (Крестителя) о благодати апостольской смелости всегда говорить правду. ‹…› Господь сделает остальное. Также попросим благодати сомнения. Если мы, прожив жизнь, вдруг впадем в сомнение, спрашивая себя: ‘Правда ли то, во что я верил, или это все фантазии?’, пусть великий Иоанн, – великий тем, что он самый малый в Царстве Небесном, – поможет нам идти по стопам Господа» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 15.12.2016).
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Лев 25,1.8-17 И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: Насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. И воструби трубою в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям её; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и каждый возвратитесь в своё племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей; не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз её. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения её. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение своё. Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга. По расчислению лет после юбилея ты должен покупать у ближнего твоего, и по расчислению лет дохода он должен продавать тебе. Если много остаётся лет, умножь цену; а если мало лет остаётся, уменьши цену; ибо известное число лет жатв он продаёт тебе. Не обижайте один другого; бойся Бога твоего; ибо Я Господь, Бог ваш. Толкование Все в Израиле настолько свято, что даже земля не может считаться исключительной собственностью того, кто ее занимает; по истечении пятидесяти лет каждый должен оставить приобретенную землю и вернуться к земле своего рода. Даже поля должны отдыхать: нельзя ни сеять, ни жать, но в течение этого (священного) года можно есть то, что самопроизвольно произрастает на земле. Этот закон оказывает сильное влияние на общественную жизнь, поскольку человек должен помнить, что все есть дар Божий, благочестивый израильтянин не должен угнетать своего брата эгоизмом, происходящим от накопления богатства. Затем этот закон со временем вышел из употребления и приобрел чисто духовный смысл: юбилейный год должен напоминать, что Господь избавил нас от зла и мы должны быть открыты для милосердия и прощения. Эта практика перешла и в Церковь (начиная со второго тысячелетия, если быть точными): в юбилейный год Церковь призывает всех своих детей углубить духовную жизнь, попросить у Бога о прощении (в этом помогают различные индульгенции, связанные со Святым Годом), жить, словом, подобно древним евреям, как братья, как дети одного Небесного Отца. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 14,1-12 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе, и сказал служащим при нём: это Иоанн Креститель; он воскрес из мёртвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, жену брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь её. И хотел убить его, но боялся народа; потому что его почитали за пророка. Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед собранием, и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей. И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице; а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. Толкование Отметим смелость и откровенность проповеди Иоанна Крестителя, его упрек «Не должно тебе иметь её!». Иоанн заявляет об этом открыто, при всех, на берегу реки Иордан. Такое предупреждение достигло ушей царя и сильно раздражало. Его спутница Иродиада не могла вынести подобного оскорбления и делала все возможное, чтобы царь под любым предлогом арестовал пророка. Тогда произносится опрометчивое и необратимое обещание... Креститель же проповедовал таким образом не из-за ненависти к Ироду, а потому, что желал ему истинного блага. Грех отдалял царя от праведности и от Бога, поэтому Предтеча увещевал его вернуться к дружбе с Господом. Когда проповедуется истина, всегда происходит именно так: одни принимают ее, сдаются, каются и возвращаются к общению с Богом; другие же застывают, отвергают, предпочитая собственные причины, и поэтому стремятся подавить и заглушить голос истины. Такова извечная борьба между добром и злом, которая происходит и внутри нас! Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 56678 | |
|