ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 35,1-10
Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придёт отмщение, воздаяние Божие; Он придёт и спасёт вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовётся путём святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путём, даже и неопытные, не заблудятся. Льва не будет там, и хищный зверь не взойдёт на него; его не найдётся там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся.
Толкование
Мы можем поставить себя на место тех, кто ждал Мессию, кто долгое время был угнетен и изгнан. С каким сердцем они слушали эти слова пророка Исаии? А с каким сердцем слушаем их мы? Иногда возникает впечатление, что эти слова влетают нам в одно ухо и вылетают из другого... Мы слышим их каждый год, но всякий раз они как будто нас не касаются. Величие ответов, которые Бог может нам дать, прямо пропорционально величию вопросов, которые мы задаем Ему. Почему же наше сердце не дрогнет перед этими обетованиями будущего великолепия? Возможно, потому, что оно очерствело, замкнутое в узком пространстве наших мелких расчетов и личных интересов. Мы все делаем сами, полагая, что знаем лучше Бога, что нам нужно и, таким образом, не осознаем, что все глубже зарываем себя в могилу. Адвент – это время, когда следует не только серьезно отнестись к своим ожиданиям, но и задать себе вопрос о том, какова наша цель.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 5,17-26
В один день, когда Иисус учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, – вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом. И, не найдя, где пронести его, за многолюдством, влезли на верх дома, и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: «прощаются тебе грехи твои»? или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И Он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошёл в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех; и славили Бога, и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Толкование
«Христу – да. Церкви – нет»: еще несколько лет назад этот девиз можно было услышать очень часто, особенно среди молодого поколения. Если вникнуть в суть этого девиза, можно понять: Христос – Которому, по их мнению, они говорили «да» – на самом деле был вовсе не Тем, о Ком говорится в Евангелиях, а маленьким идолом, сделанным по их собственному образу и подобию, не имеющим ничего общего с истинным Христом. Сегодняшний отрывок из Евангелия может стать основой пастырства Церкви. Человека, которого не пускают к Иисусу его собственные ноги, или, возможно, уже смирившегося с собственным состоянием, приносят к Иисусу друзья, которые делают для этого все возможное. «Видя веру их...»: если бы мы могли понять ценность этих слов, мы отдали бы свою жизнь за Церковь. Здесь говорится не о вере парализованного, а о вере его друзей. Вот почему нам также нужна Церковь: чтобы слабая вера могла восполниться верой многих других братьев и сестер, дабы мы, с Божьей помощью, могли своим свидетельством помочь тем, кто бродит во мраке.