ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3,11-21
Возлюбленные: Таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нём пребывающей. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот почему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши. Ибо, если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу.
Толкование
«Не любящий брата пребывает в смерти». Это звучит как окончательный приговор. Нельзя обвинять христианство в том, что оно нелегко для понимания. Бог есть любовь, Бог есть жизнь, и поэтому тот, кто не живет как Он и в Нем, находится вне любви и жизни. В данном случае это означает не земную жизнь, а жизнь вечную. «Мы родились и будем жить вечно», – говорит молодая римлянка Кьяра Корбелла перед тем, как родить ребенка ценой своей жизни. Именно любовь поддерживает в нас вечную жизнь. Любовь, которую мы не откладываем на прекрасное будущее, но проявляем сейчас, совершая дела милосердия по отношению к ближнему. Для этого не требуется совершать подвиги: достаточно самых обычных жестов, жертв, на которые мы можем пойти, чтобы сделать другого человека счастливым. «Любовь не делает ближнему зла», – говорит св. Павел в Послании к римлянам. Любовь очищает от гордыни, осуществляет наше истинное благо и дарует подлинное общение.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 1,43-51
В то время: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нём: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: «Я видел тебя под смоковницею»; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Толкование
Может показаться, что Иисус выбирает спутников наугад, однако в Божьем деле нет ничего случайного. Господь призывает к Себе людей, разных по социальному происхождению, культуре, возрасту. Филипп – энтузиаст, импульсивный человек: он сразу же верит, что этот неизвестный учитель – Мессия. Нафанаил, напротив, более вдумчив, осторожен, более того, скептичен: он не верит, что из такой маленькой пастушеской деревушки, как Назарет, может появиться долгожданный Мессия. Иисус вовсе не осуждает его, напротив, хвалит, называя «израильтянином, в котором нет лукавства». У Нафанаила будет время изменить мнение, когда он увидит великие дела Христовы. Так и другие апостолы: все с разными характерами, все в конечном итоге объединенные во Христе, как единая община (кроме Иуды Искариота). Культурные и другие различия не имеют значения, когда мы следуем за Иисусом, ибо Святой Дух создает единство между нами. Тот, кто следует за Христом, сразу становится нашим братом, создается семья. Победа – это единство между нами. Так будет и на небесах: нас будет много, мы будем разными, но все будем едины во Христе.