ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Гал 2,1-2.7-14
Братья: Через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Напротив того, увидев, что мне вверено благовествование для необрезанных, как Петру для обрезанных, – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
Толкование
Павел возвращается в Иерусалим через четырнадцать лет после своего первого визита. Одной из главных тем отрывка является вопрос об обрезании. Некоторые евреи, ставшие христианами, считают, что крещеные из язычества должны быть обрезаны, чтобы придерживаться Моисеева закона. Это вызывает противостояние, в результате которого Павел и Петр оказываются на противоположных позициях: Павел не считает обрезание язычников необходимым, Петр же, напротив, выступает за. Этот спор показывает, как трудно создавать и поддерживать единство. К сожалению, мы тоже испытываем это в приходах, группах, семьях, на рабочих местах. Мы должны строить общение день за днем, принимая братьев и сестер во Христе со всем, что отличает их от нас. Нужно не защищать одну позицию от другой, не достигать компромисса между двумя позициями, а всем вместе принимать Божью волю. Это требует от каждого способности дистанцироваться от собственных ограниченных представлений, чтобы искать единственное, что имеет значение: верность Богу.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 11,1-4
В то время: Случилось, что, когда Иисус в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение.
Толкование
Иисус учит нас правильно обращаться к Богу, и молитва «Отче наш» – это встреча с Богом, Который настолько близок к человечеству, что может быть Отцом. «Отче наш» – это родственный диалог между Отцом и нами, выражение новых, очень близких отношений: мы все – Его дети и, следовательно, братья между собой. В Иисусе мы можем напрямую обращаться к Отцу и предстать перед Ним, только если мы едины с Сыном и братьями. Все, о чем мы просим в «Отче наш», уже осуществлено и дано нам в Сыне Божьем: освящение имени, наступление Царства, хлеб насущный, помощь в искушениях, прощение грехов и избавление от зла. Это самая прекрасная и полная молитва, которую мы можем вознести за себя и за наших братьев и сестер. Будем же с глубоким упованием просить о тех дарах, которые Отец хочет дать всем в Своем Сыне.