18:11 Литургические чтения: 6 АПРЕЛЯ. Воспоминание Тайной вечери | ||||
«Господь, давая нам Себя в пищу и питьё, говорит: любите так друг друга. Омывая нам ноги, Он говорит: служите так друг другу, но помните: раб не больше господина своего и посланник не больше пославшего его. На этих словах и жестах зиждется Церковь» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 26.04.2018).
Священное Пасхальное триденствие Ближайшие три дня обычно называются Пасхальным триденствием, поскольку они вводят нас в самую суть христианской веры: в страсти, смерть и воскресение Иисуса Христа, давая нам пережить главное событие нашего искупления. Пасхальное триденствие начинается с вечерни Великого четверга и завершается Навечерием Пасхи. Оно представляет собой единое богослужение пасхальной тайны Христа, разделенное на три дня – Великую пятницу, Великую субботу и торжество Светлого Христова воскресения; Вечерню Великого четверга можно считать Первой вечерней этого торжества. Эти богослужения построены как одна единая великая литургия: Месса воспоминания Тайной вечери завершается не заключительным возгласом «Идите в мире», а молчанием; литургическое действо Великой пятницы начинается не с обычного приветствия и крестного знамения, а завершается в молчании; и лишь праздничное Навечерие Пасхи, начавшись в молчании, завершается торжественным благословением. Поэтому Пасхальное триденствие – это самое важное единое торжество всего литургического года. Цветами литургических облачений являются белый для Страстного четверга и Пасхального навечерия и красный для Страстной пятницы. Впечатляющие обряды Великого четверга и Великой пятницы, наполненное молитвой молчание Страстной субботы и торжественное Пасхальное навечерие дают нам возможность глубже осознать смысл и важность нашего христианского призвания, проистекающего из пасхальной тайны. Они помогают воплотить это высокое призвание в верном следовании за Христом во всех обстоятельствах, как делал Он, подарив нам жизнь ценою Своих страстей и смерти. Да сопровождает нас на этом пути Пресвятая Дева Мария, следовавшая в молчании за Сыном своим Иисусом вплоть до Голгофы, с глубокой скорбью разделяя Его жертву, участвуя в тайне Искупления и став Матерью всех верующих. Вместе с ней войдем в Горницу, останемся у Креста, будем бодрствовать у бездыханного тела Христа, ожидая с надеждой зари светлого дня Воскресения. В дни Пасхального триденствия Католическая Церковь призывает своих верных исполнить общие предписания: исповедаться в грехах и после Исповеди принять Таинство Пресвятой Евхаристии. *** «Каждый Великий четверг мы читаем этот отрывок из Евангелия: он прост. Иисус со Cвоими друзьями, учениками совершает пасхальную трапезу; перед трапезой Он омывает ноги Своим ученикам – странный поступок: в то время ноги омывали рабы при входе в дом. Затем Иисус точно так же омывает ноги предателю, тому, кто продает Его. Христос поступает так и учит нас делать так же: омывать друг другу ноги. Это символ: вы должны служить друг другу; один служит другому, без корысти. Важно все делать бескорыстно: один служит другому, один является братом другому, один помогает другому расти, один исправляет другого, и именно так все и должно быть. Мы должны служить друг другу!» (Папа Франциск, Проповедь 14 апреля 2022 года). ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 12,1-8.11-14 В те дни: И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. А если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмёт с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ; по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу, во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Толкование Этот текст носит характер предписания: историческое событие последнего ужина евреев в Египте в ожидании, что пройдет Господь, освобождающий их от рабства, вспоминается здесь в литургическом ключе, чтобы стать «вечным обрядом». Иными словами, память становится воспоминанием: спасительная действенность того, что Бог совершил раз и навсегда, предлагается через литургию каждому поколению. Отсюда и забота о том, чтобы дать конкретные и подробные правила празднования. Еврейский обряд объединяет изначально различные элементы и связывает их с историей. Ритуальное жертвоприношение агнца с окроплением кровью становится для израильтян знаком действенной защиты Господа. Приношение первых плодов, связанное с освобождением из Египта, теперь напоминает о поспешном уходе из этой земли рабства. В определенный момент истории угнетенного народа Бог властно вмешивается: этот момент, таким образом, принадлежит не только течению времени, но и измерению Бога. Поэтому «день сей» всегда предлагается тем, кто желает войти в эту историю спасения через празднование памяти. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 11,23-26 Братья: Я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, вкусите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт. Толкование К воспоминанию об освобождении из рабства в Египте, о котором говорилось в предыдущем чтении, Иисус добавляет воспоминание, совершенное на Тайной вечере в этой земле исхода. Исполняя Закон и пророков, Своей жертвой любви Он доводит древний обряд до полноты. Его народ позволил предать Его на смерть, и этот термин «предать» относится ко всей пасхальной тайне, а не только к моменту предательства. Новый завет с Богом утвержден в крови истинного Агнца, Который Своим закланием освобождает людей от рабства зла. Этот завет завершается в причастии хлеба жертвоприношения: преломленный в смерти, он дарует нам истинную жизнь. Поэтому и поведение тех, кто следует за Христом, должно стать новым: каждый раз, когда христианин вкушает этот хлеб и пьет из этой чаши, он запечатлевает в своей жизни необыкновенное богатство Пасхи Христовой и становится свидетелем этого события – до дня славного пришествия Господа. ЕВАНГЕЛИЕ Ин 13,1-15 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Пётр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Пётр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлёгши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Толкование Иисус стоит на коленях и смотрит ученикам в глаза снизу вверх. Ученики смущены – никто не ожидал, что Учитель встанет на колени, вопреки логике власти. Господь оставляет ученикам всех времен пример смирения и служения. Мы должны смирить высокомерие, нашу глубокую убежденность в том, что мы стоим больше других; мы призваны помогать подняться тем, кто пал из-за несчастья, несправедливости, болезни или многочисленных крестов, возложенных на плечи многих бедных христиан. Пример нашей жизни скажет им гораздо больше, чем множество умных и красивых речей. Будем же молиться, чтобы через дар Евхаристии наша жизнь все более соответствовала примеру Христа, чтобы мы были для других хлебом. Это значит жить не для себя, а для других; быть готовыми помочь в любое время; иметь терпение и кротость, как хлеб, который позволяет себя месить, печь и ломать; быть скромными, как хлеб, который не входит в список фирменных блюд, но всегда присутствует в качестве сопровождения. Это означает, что мы должны относиться ко всем с нежностью и добротой, ибо это и есть тот самый хлеб. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 43130 | |
|