12:27 Литургические чтения: 6 АВГУСТА. Преображение Господне | ||||
«Преображение Господне дарит надежду: мы тоже будем с Господом, как эти ученики. Восхождение учеников на гору Фавор приводит к размышлению о том, как важно отрываться от мирских дел, чтобы подняться к вершине и созерцать Иисуса. Этот путь заключается в том, чтобы внимательно и благоговейно слушать Христа, возлюбленного Сына Отца, стараясь найти минуты для молитвы, которые способствуют смиренному и радостному принятию Слова Божия» (Папа Франциск, Angelus 06.08.2017).
Сегодня Церковь празднует Преображение Господне. Дата 6 августа обусловлена тем, что (согласно преданию) эпизод, о котором повествуется в Евангелиях, произошел за сорок дней до распятия Иисуса. Иисус решает взять с собой Петра, Иакова и Иоанна, чтобы они могли стать свидетелями изумительного, светлого события: Христос преображается и появляется в Своем славном теле, в сияющей белой одежде. Моисей и Илия говорят с Ним. Свидетель этого события Петр выражает глубоко человеческие чувства: он хотел бы сделать три шатра, чтобы остаться там, где обрел счастье. Однако глас Божий увещевает его и его спутников: «Сей есть Сын Мой, избранный; Его слушайте». В этом наставлении св. Августин читает приглашение: «Сойди, Петр; ты хотел отдохнуть на горе; сойди; проповедуй Слово Божие». Папа Франциск вторит этим словам: праздник Преображения Господня напоминает о нашем призвании пережить встречу с Христом, чтобы, озаренные Его светом, мы могли нести Благую весть и помочь ей воссиять повсюду. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Дан 7,9-10.13-14 Видел я, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая шерсть; престол Его – как пламя огня, колёса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем стояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями, и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится. Толкование Пророчество Даниила касается таинственного «Сына человеческого», который предстает перед Богом и получает власть над народами и странами, вечную власть, которая никогда не будет уничтожена. Поэтому он не может быть простым человеком. В Ветхом Завете этот сын человеческий имеет также коллективное значение и отождествляется с самим Израилем: это весь народ, получивший от Бога священную миссию преподнести Божественный закон и спасти весь мир. Но самое верное и окончательное толкование дает Господь Иисус, неоднократно называя Себя в Евангелии именно «Сыном Человеческим». Он и есть тот сын человеческий, о котором говорит Писание. Христос получает вечную власть, и Его Царство никогда не будет разрушено. Поэтому Иисус – совершенный Бог («Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных», см. Мк 14,61-62). Господь – совершенный человек, и титул сына человеческого Он неоднократно приписывает Себе. В Преображении эта Божественная человечность сияет зримым и чудесным образом. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Петр 1,16-19 Возлюбленные: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». И этот глас, принёсшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших. Толкование Святой Петр, будучи первым Епископом Рима, обращается ко всем верующим, а не к какой-то конкретной поместной церкви (коринфянам, галатам или другим). Апостол заявляет, что он ничего не изобретал, потому что на горе Фавор он испытал огромное изумление, увидев преображенного Иисуса и услышав голос вечного Отца, прославляющего Сына. Слово Божье всегда исходит от Бога, независимо от того, приходит ли оно свыше или читается в свитках пророка Исайи, и поэтому его можно представить как свет, сияющий в темных местах. Темные места – это наша внутренняя тьма, скверные мысли и ложные впечатления, которые по разным причинам поселяются в сердце. Заключительный образ утренней звезды пронзительно поэтичен: когда рассвет сменяет ночь, первая звезда на небе называется «утренней звездой»: это маяк, за которым нужно следовать, это ориентир. У св. Петра это выражение относится к Слову Божьему, но в Предании этот титул также приписывается Пресвятой Деве Марии. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 17,1-9 В то время: Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. Толкование Петр смел и наивен, когда при виде Моисея, жившего за 1200 лет до него, и Илии, жившего на восемь веков раньше, он предлагает построить три хижины. Неужели он думал, что они будут использоваться для пребывания двух святых людей на горе Фавор? Но когда на апостола опустилось облако и он услышал голос предвечного Отца, его охватил ужас, и он бросился на землю лицом вниз. На земле мы становимся смиренными, осознавая, что наши грехи все еще делают нас далекими. Но Бог показывает Свою славу и величие (преображение) не для того, чтобы устрашить, но чтобы утешить. «Встань и не бойся», – говорит Иисус, поскольку ученики уже не осмеливаются поднять глаза к небу. «Истинное смирение, – пишет французский философ Фабрис Хаджадж, – состоит не в том, чтобы преклонить голову, а в том, чтобы позволить Богу поставить себя на ноги». Три апостола проходят путь от возвышения до прострации и наконец становятся смиренными, ибо позволяют Богу поднять себя. Таким образом, они могут возобновить путь без своих заблуждений относительно славы Божьей: видение, которое у них было, послужит, – позже скажет Петр в своем Послании, – обретению крепости и мужества для преодоления жизненных испытаний. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 54870 | |
|