Николай родился, вероятно, в городе Патара в Ликии, в Малой Азии (ныне Турция) между 260 и 280 годами, в богатой христианской семье. Он рано потерял родителей из-за чумы и стал наследником богатого достояния, которое использовал для помощи нуждающимся. Николай покинул родной город и переехал в Миры Ликийские, где принял рукоположение в священники. После смерти епископа-митрополита Николай стал его преемником. Заключенный и сосланный в 305 году императором Диоклетианом, он был освобожден Константином в 313 году и возобновил апостольскую деятельность. Николай был одним из трехсот восемнадцати участников Никейского собора в 325 году, во время которого он осудил арианство и защитил католическую истину. Святой заботился о благополучии сограждан, добившись поставок продовольствия во время голода и снижения налогов императором. Николай скончался в Мирах 6 декабря, предположительно, в 343 году в монастыре Сиона. Его останки почитались народом в Мирликийском соборе до 1087 года. Когда город был завоеван мусульманами, моряки из Бари похитили останки св. Николая и доставили их в свой город 9 мая 1087 года: так Николай Мирликийский стал Николаем Барийским. Святой Николай известен также за пределами христианского мира, потому что история его жизни породила сказочную легенду о Санта-Клаусе.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 40,1-11
Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими. И явится слава Господня, и узрит всякая плоть; ибо уста Господни изрекли это. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Засыхает трава; увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает; а слово Бога нашего пребудет вечно. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
Толкование
Что может быть более очевидным, чем сегодняшние слова пророка Исаии? «Всякая плоть – трава, и вся красота её – как цвет полевой. Засыхает трава; увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа». И все же Господь соизволил обратиться со Своим Словом к этому бренному существу. Бог никогда не остается равнодушным к нуждам человека. Если Он подчеркивает несовершенство человека, то не для того, чтобы поставить в вину нашу ограниченность, а чтобы уверить людей: с Ним все возможно. На ум приходит вопрос из Псалма 8: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами». Пророк обязан передавать именно эту благую весть. Он должен утешать во имя Господа народ, переживший самые страшные потрясения и злодеяния. Как же нам сегодня не хватает таких пророков, пробуждающих сердца от оцепенения ограниченности, зла и греха! Несмотря на весь цинизм и разочарование современного человека, Бог все равно хочет даровать ему изобилие Своих благословений и делает это через Слово, которое сопровождает нас в Иисусе Христе.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 18,12-14
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих.
Толкование
Ответ на этот вопрос Иисуса кажется почти очевидным, многие считают его риторическим. Иисус так формулирует вопрос, что нам не остается ничего другого, как ответить: «Каждый из нас оставит девяносто девять овец, чтобы искать заблудшую». Но вряд ли сегодня найдется пастух, готовый подвергнуть риску девяносто девять овец ради одной потерявшейся. Игра не стоит свеч, считаем мы. Иисус однако хочет побудить нас исследовать и познать сердце Бога. И в этой притче Он точно говорит нам, кто Он и что готов сделать ради каждого из нас. В отличие от человека, который будет искать решение проблемы исходя из чисто экономических аргументов, Бог готов рискнуть всем, чтобы найти потерянную овцу. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс 22,4). И еще: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс 138,7). Мы дороги Господу, и мы в этом твердо уверены. Знаем, Господи, что, если мы потеряемся, Ты не сдашься, пока не найдешь нас.