15:59 Литургические чтения: 6 ФЕВРАЛЯ. Св. Павел Мики, пресвитер | ||||
Свв. Павел Мики, пресвитер, и сподвижники его, мученики «Всегда существует искушение ‘упорядочить свои отношения с Богом’ с помощью каких-то внешних благочестивых практик, но Иисус не приемлет такого поклонения. Господь не желает одних лишь внешних проявлений веры, Он ждет от нас самой веры, проникающей в сердце» (Папа Франциск, Angelus 29.08.2021).
Павел Мики, первый христианский мученик Японии, родился в Киото в 1556 году, вероятно, в семье, которую обратил в христианство св. Франциск Ксаверий. Монахи из Общества Иисусова обучили его: молодой человек стал знатоком местной религиозности и вдохновенным проповедником, умевшим вести дискуссии с буддийскими властями. Движимый любовью к Иисусу, Павел становится миссионером на своей земле: посещает самые отдаленные уголки Японии, благовествует, и множество людей обращается, слушая его проповедь Евангелия. Однако внезапно ситуация изменилась: в 1596 году сёгун Хидэёси начал жестокие антихристианские гонения. Павла арестовали, и в тюрьме вместе с ним оказались 6 францисканцев, 3 иезуита и 17 мирян. 5 февраля 1597 года на холме Татеяма в Нагасаки распяли27 мучеников; среди них был и Павел Мики, который с креста простил своих палачей. В 1862 году Папа Римский Пий IX провозгласил его святым, а мученическая смерть героического японца вдохновила на миссионерскую деятельность Даниеле Комбони, будущего святого «апостола Африки». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 3 Цар (1 Reg) 8,22-23.27-30 В те дни: Стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал: Господи, Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Моё имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. Толкование После того как храм был торжественно открыт и Божественное облако заполнило все внутренние помещения, свидетельствуя о присутствии Всевышнего, Соломон возносит молитву. Прежде всего царь утверждает и признает личность Бога: Он – Господь Израиля и Творец неба и земли, и нет подобного Ему. Сказав это, Соломон признает действия Всевышнего по отношению к народу: Бог-Творец – это также Бог завета; Он заключил договор с этим маленьким народом и просит людей лишь о верности. Затем царь выражает изумление, недоумевая, что бесконечный Бог может находиться в маленьком доме, построенном для Него, и смиренно просит, чтобы его молитвы были услышаны и грехи людей прощены. Эта молитва Соломона может служить образцом для любой христианской молитвы: признание Божьего господства, хвала за Его действия для нас, изумление и, наконец, изложение наших нужд. ЕВАНГЕЛИЕ Мк 7,1-13 В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. Толкование Для евреев Ветхого завета Закон – это всё. У них нет прямых, внутренних, духовных отношений со Всевышним, ибо Его трансцендентность абсолютна. Они любят Бога, да, но их отношения с Ним выражаются в исполнении предписаний Закона. Само по себе это не так уж плохо, однако проблема была в ином. Фактически, заповеди не соблюдались в том смысле, что, выполняя меньшие из них (мытье рук и посуды и т. д.), люди считали себя свободными от других обязательств: возможно, они угнетали и эксплуатировали рабов, не были верны браку, позволяли себе потакать другим греховным страстям. Это искажало смысл Закона, человек не видел в нем помощь для любви к Богу и ближнему, а использовал его как «щит» для оправдания своей греховной жизни. Но этого Бог не может вынести. Давайте же подумаем над Десятью заповедями, которые актуальны и сегодня: они даны, чтобы направлять нас в нравственной жизни и в принятии решений, но жить ими нужно как средством, путем к личной, смиренной и уповающей любви к Богу, к братскому милосердию. Святая, чистая любовь – это пункт назначения, конечная цель Божьих заповедей. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 79127 | |
|