ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Макк 7,1-2.9-14
В те дни: Случилось, что были схвачены семь братьев с матерью и принуждаемы царём есть недозволенное свиное мясо, быв терзаемы бичами и жилами. Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чём ты хочешь спрашивать, или что узнать от нас? мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы. Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной. После того третий подвергнут был поруганию, и на требование дать язык – тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: от неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от него надеюсь опять получить их. Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания. Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвёртого. Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.
Толкование
Дело не в свинине, которая была запрещена, а в том, кому следовало проявить послушание. В сегодняшнем библейском эпизоде царь утверждает, что ставит самого себя выше Божьего закона и даже выступает против него. За поведением этого царя стоит неутолимая жажда власти и, возможно, даже презрение к древним традициям отцов. То, что требовалось от этих семи братьев, казалось бы, не столь важно, чтобы нарушить простое правило питания (а не какую-то важную заповедь). И все же однажды Иисус скажет: «Кто не верен в малом, не будет верен и в большом». Жизнь, а также вера, состоит из маленьких ежедневных решений, в которых проявляется верность завету. В Царстве Божьем важны не правила и заповеди, а то, что они передают. Они важны, ибо раскрывают то, что нас действительно волнует. Семеро братьев и их мать свидетельствовали о том, что Бог превыше всего и что жизнь, которая казалась потерянной, будет им возвращена.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Фес 2,16-3,5
Братья: Сам Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Господь же управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Толкование
В фессалоникийской общине начали распространяться письма, приписываемые Павлу. В этих письмах говорилось о скором возвращении Христа, вследствие чего росло беспокойство и тревога среди христиан города. Павел призывает членов общины продолжать вести себя достойно, быть верными своим ежедневным обязательствам. Именно в повседневности происходит борьба между добром и злом, и христианин в этой борьбе не может выбрать нейтралитет. Нельзя ожидать Царства Божьего, сидя сложа руки и глядя на небо. Царство Божье строится день за днем, ради него нужно трудиться на благо других с любовью, ставя братство выше всех других интересов. Это очень своевременное послание также и для нас, поскольку мы тоже часто подвергаемся соблазну исповедовать веру как нечто сугубо личное, делая ее предметом неких духовных переживаний, не связанных с жизнью. Если мы приняли весть о Царстве Божием, то теперь наш долг – трудиться для его созидания.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 20,27-38
В то время: Пришли к Иисусу некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрёт брат, имевший жену, и умрёт бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев. Первый, взяв жену, умер бездетным. Взял ту жену второй, и тот умер бездетным. Взял её третий, также и все семеро; и умерли, не оставив детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресение, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут; ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у Него все живы.
Толкование
Еврейский религиозный мир не был единообразен. В нем было много верований: фарисеи, саддукеи, зилоты, ессеи. Каждая из этих групп подчеркивала определенные аспекты единой веры. Проблема возникает, когда человек возводит собственную позицию в абсолют, считая ее единственно верной. Саддукеи не верили в воскресение мертвых. Это не должно удивлять, особенно если учесть, что даже многие из тех, кто называет себя христианами, слыша о воскресении, не могут скрыть ироничную усмешку. Да и нас самих может посетить мысль, что мы должны ублажать Бога, дабы обеспечить себе как можно более спокойную и комфортную жизнь на этой земле. Сегодня несколько таких людей подходят к Иисусу, чтобы задать Ему – по их мнению – острый и коварный вопрос. Они хотят увидеть, к какой уловке прибегнет Иисус, чтобы выйти из тупика, в который, как они уверены, поставили Его. Но Христос переводит это рассуждение на другой уровень. Все, что делают чада мира сего, направлено на то, чтобы испытать любовь. В Царстве Божием эта любовь будет полной, совершенной, и иных привязанностей не потребуется.