13:07
Литургические чтения: 8 АПРЕЛЯ. Великая суббота

«Дорогие братья и сестры, предоставим живому Господу главное место в нашей жизни. Попросим Его о милости, дабы нас не унесло в глубокие воды моря проблем; дабы мы не разбились о скалы греха и не сели на мель недоверия и страха. Позволим Ему искать нас, и будем сами искать Его во всём. С Ним мы воскреснем» (Папа Франциск, проповедь в Навечерие Пасхи 20.04.2019).

После душераздирающей смерти Иисуса на Кресте мрак и молчание, как покров, окутывают землю, а камни гроба скрывают Его тело. Но спасительное деяние Христа не останавливается ни на миг и преодолевает границы потустороннего мира. Литургия и иконы восточных Церквей призывают нас созерцать тайну сошествия во ад как прелюдию к Его воскресению и к воскресению всех соединенных с Его победой. Для святых отцов Церкви самая важная причина сошествия Христа во ад заключалась в том, чтобы продолжить прерванный диалог между Богом и Адамом в земном рае. Господь Иисус спускается в ад каждого человека, чтобы взять на Себя его грех и страдание. В молчании Христос нисходит в глубину человеческого сердца, чтобы принести туда поцелуй прощения, омыть целебным бальзамом раны, нанесенные грехом, влить таинственную силу, позволяющую перейти от смерти к жизни. Будем же усердны в молитве, как Мария и вместе с Марией, разделяя Ее чувство доверия к Богу. Если мы еще не исповедовались, сделаем это с помощью Таинства Примирения, чтобы очистить сердце и приготовиться, внутренне обновившись, к Пасхе.

Молчание Бога, молчание человека

Страстная суббота - день после смерти, когда ученикам остались лишь разбитые надежды, пустота, невыносимая боль окончательного расставания, смертельная рана. Где же Бог? Вот немой вопрос Великой субботы. Где тот Бог, Который вмешался в крещение Иисуса, разверзнув небеса и сказав: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 9,7)? Где тот Бог, Который явил Себя на высокой горе в час преображения вместе с Моисеем и Илией и воскликнул: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте»? В час Креста Он не вмешивался, никак не проявлял Себя, поэтому Иисус чувствовал Себя оставленным Отцом и восклицал: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Вот, уже целый день проходит, а Бог не вмешивается…
Однако Бог не оставил Иисуса, Он уже призвал Сына к Себе; более того, – Он уже воскресил Иисуса во Святом Духе, и Он сошел в ад, чтобы и там возвестить освобождение. «Сошел во ад», – исповедуем мы в Символе веры. Вот что происходит в сокрытости Великой субботы: Отец через Иисуса приносит в ад спасение. Как Иона в чреве кита три дня и три ночи, так же и Иисус с Креста был положен во гроб и оттуда сошел в ад, где пребывают мертвые.
Отцы Церкви (и особенно древняя литургия) пожелали воспеть этот шаг Иисуса после смерти. В проповеди, приписываемой Епифанию, говорится: «Сегодня на земле великое молчание: Господь умер во плоти и сошел потрясать царство преисподней. Он идет искать Адама, первого отца, как потерянную овцу. Господь сходит и видит тех, кто бродит во мраке и тени смертной». В одном из песнопений Ефрема Сирина так описывается сошествие Господа в ад: «Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен, и сказал: ‘Где ты, прекрасный Адам, обольщенный некогда советом жены? Восстань теперь, прекрасный, восстави величественный и растленный образ; сокрушена уже глава змиева, и смерть и Сатана умерщвлены. Восстань через Единородного Сына и возвеличь Отца и Духа. Он воскресил чад твоих, чтобы наследовали они жизнь в брачном чертоге. Восстань, прекрасный Адам, созданный рукой Отца; тебя ожидает Едем – жилище твое, утраченный тобой рай’». Иисус, сошедший в ад, Своей смертью разрушил саму смерть в восхитительной битве, как об этом напоминает также сирийская литургия: «Господи Иисусе, Ты сражался со смертью три дня Твоего нахождения во гробе; Ты посеял радость и надежду среди обитателей ада».
Мы не должны забывать эту тайну Страстной субботы, истинной прелюдии к Пасхе. Иисус сошел во ад, где живет каждый христианин, несмотря на свое желание следовать за Иисусом. Кто не признает в себе присутствие этого ада? Страстную субботу можно уподобить беременности, в которой зарождается время новой жизни: молчание Бога в этот день – не немота, а время, полное энергии и жизни. Без Страстной  субботы не может заняться заря Пасхи.

 


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 48081 |Добавил: AdminCityEden | Теги: суббота., апреля, Литургические, чтения, великая