12:13 Литургические чтения: 8 СЕНТЯБРЯ. Рождество Пресвятой Девы Марии | ||||
Рождество Пресвятой Девы Марии «Бог ‘нисходит’, открывает Себя, спасает. Эммануил, Бог-с-нами, исполняет обетование единства между Господом и человечеством в знак милосердной любви, дарующей жизнь в изобилии» (Папа Франциск, Проповедь в годовщину визита на Лампедузу 8.07.2019).
«Рождение Марии – это как бы пограничный камень между Новым и Ветхим Заветом», – пишет византийский епископ Андрей Критский. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, издревле связанный с праздником посвящения нынешней базилики Святой Анны в Иерусалиме (где, по преданию, находился дом Иоакима и Анны, родителей Марии), распространился на Востоке в VI веке. В Рим он был введен Папой Сергием I в конце VII века. Этот праздник посвящен не столько историческому событию рождения Марии, сколько Ее уникальному положению в контексте истории спасения: в этот день христиане поминают Марию как будущую Матерь Иисуса. Поэтому в центре внимания праздника находится Сын Божий, рождество Которого было подготовлено рождением Девы Марии. «Если мы с любовью почитаем тайну рождения Марии, то все яснее понимаем, что именно через Ее согласие и через Ее материнство Бог пребывает с нами. ‘Эммануил’ (Бог с нами) – таково имя Сына Божьего, пришедшего в этот мир, Своим братским присутствием освящающий всю человеческую реальность и открывающий ее для Бога» (св. Папа Римский Иоанн Павел II). ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Мих 5,2-5a И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краёв земли. И будет Он мир. Толкование Михей объявляет, что женщина «должна родить», указывая на то, что Бог с древних времен готовил для человечества замысел любви во Христе. Вифлеем – небольшое селение, а потому малозначительное. Но оно будет великим, ибо там придёт на свет вождь израильского народа, и он будет миром. Из этого маленького местечка придет мир. Бог выбирает малые и скромные вещи для совершения великих дел. Господь советует нам сделаться малыми, как дети, дабы мы смогли войти в Царство Небесное, куда не смогут войти великие, сильные, гордые. Поэтому Бог примиряет и умиротворяет в малом. Именно из малого – из того, что, казалось бы, не имеет значения – приходит то, что действительно имеет значение в Божьих замыслах. Этот стиль Бога мы находим в Пресвятой Деве Марии, рождение Которой празднуется сегодня. Она подобна Вифлеему, маленькому городу, где родится Иисус, – живой хлеб, сошедший с небес, который мы принимаем в Евхаристии. В этом Младенце есть все: есть мечта Бога, Его любовь и мир, Его примирение и спасение. ЕВАНГЕЛИЕ Мф 1,1-16.18-23 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Толкование Евангелист Матфей торжественно открывает свое Евангелие, представляя родословие Иисуса. Это длинный список людей, среди которых есть святые, но есть и грешники, которые говорят нам о том, что Божий замысел также включает в себя несовершенства, побеги, предательства, неверность, войны, вражду, грехи, но и надежду. Путь этих людей был пройден не в одиночку: Бог шел с ними, ибо Он выбрал время, а не момент. Бог есть Господь времени, истории; Он идет со Своими детьми до полноты времени, то есть до того момента, когда Его Сын станет человеком. Так что в этой несколько повторяющейся истории есть и богатство: Бог ходит с праведниками и с грешниками. Эта страница Евангелия, проходящая через великую многовековую историю, заканчивается в маленьком городке историей Иосифа и Марии, рассветом, который готовит полный свет дня, он же есть Его Сын. Таким образом, Бог великой истории присутствует и в малой истории, в истории каждого из нас. Господь присутствует в масштабных событиях, но также – как учит история Пресвятой Девы – и в маленьких событиях нашей жизни. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 65663 | |
|