12:15 Литургические чтения: 9 АВГУСТА. Св. Тереза Бенедикта Креста | ||||
Святая Тереза Бенедикта Креста, дева и мученица, покровительница Европы «Иисус – Жених, сочетающийся браком с Церковью, Жених, любящий Церковь, отдающий Свою жизнь за Церковь. Этот брачный пир устраивает Иисус! Он просит нас радоваться этой трапезе, радоваться тому, что мы христиане. Попросим же у Господа о благодати всегда испытывать эту радость, – радость идущих на пир. Да пребудет в нас вера в то, что единственный Жених – это Господь» (Папа Франциск, Месса в часовне Дома Святой Марфы 06.09.2013).
Тереза Бенедикта Креста, урожденная Эдит Штайн, 9 августа 1942 года приняла мученическую смерть в газовых камерах Аушвица-Биркенау, устремив взгляд на распятого Христа. В многотрудном пути ее жизни это можно рассматривать как кульминацию внутреннего путешествия, которое привело ее от изучения философии к созерцательной жизни. Эдит родилась в Бреслау в 1891 году и была одиннадцатым ребенком в глубоко религиозной еврейской семье. Девушка отличилась блестящим интеллектом, который предпочитал рационалистический взгляд на реальность, и юношеской отрешенностью от религии. Стремясь покорить истину через знания, она посвятила себя философским занятиям и в конце концов была покорена истиной Христа, о чем она сама рассказывает: «Я случайно взяла в библиотеке книгу под названием ‘Жизнь святой Терезы, рассказанная ею самой’. Я начала читать и не могла оторваться от книги, пока не дочитала до конца. Закрыв книгу, я сказала себе: ‘Это истина’». Эдит приняла крещение и миропомазание в 1922 году вопреки желанию своих родителей, но никогда не отрицала своего еврейского происхождения. Она стала учительницей и монахиней-кармелиткой в 1934 году в Кельне с именем Терезы Бенедикты Креста, а затем приняла страдания своего народа во время нацистских преследований евреев. После «Ночи хрустальных витрин» ее перевезли в Нидерланды, нейтральную страну, но через два года после нацистского вторжения в Нидерланды в 1940 году она была схвачена вместе с 244 другими евреями-католиками в качестве акта возмездия против голландского епископата, который публично выступал против гонений, и вывезена в Освенцим. Здесь она ухаживала за заключенными детьми, сострадательно провожая их на смерть, и учила заключенных Евангелию. Один из выживших узников, спасшийся от казни, свидетельствовал: «Все время, пока она была в лагере, она помогала всем вокруг помощь с такой любовью, что, вспоминая об этом, я не могу удержаться от слез». С ней была ее сестра Роза, обратившаяся в католичество, которой в последний момент мученичества Тереза Бенедикта Креста сказала: «Пойдем, пойдем за наш народ». До своего пленения она писала: «Мир охвачен пламенем: борьба между Христом и антихристом разгорелась открыто, поэтому, если вы решите стать за Христа, от вас могут потребовать даже жертвы вашей жизни». Папа Римский св. Иоанн Павел II, причисляя Эдит Штайн в 1998 году к лику святых, назвал ее «выдающейся дочерью Израиля и верной дочерью Церкви». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ос 2,14b.15b.19-20 Так говорит Господь: Приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её. И она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. Толкование В духовности иудаизма пустыня часто имеет положительное значение. В современном менталитете пустыня, где нет растительности, где не хватает воды и жизни, считается опасным, негостеприимным местом, где жара может даже убить. С другой стороны, в еврейской религии не забывают о том, что пустыня была преддверием Земли обетованной, местом, где древние услышали голос Бога, получили Закон, питались манной в течение сорока лет и видели много других чудес Божьих. Поэтому «привести в пустыню» – это хорошее приглашение, ибо там человек очищается, возвращается к насущной жизни, погружается в тишину, чтобы слушать Бога, живет скудно, чтобы заново открыть для себя то, что действительно имеет значение в жизни. У пророка Осии пустыня – это даже место свадьбы, где верность закрепляется навечно. Нам сегодня тоже нужны пустыни; время от времени необходимо возвращаться в себя, отстраняться от обычных занятий и слушать заново голос Бога, призывающий к близости с Ним. Так давайте же и мы отправимся в нашу пустыню! ЕВАНГЕЛИЕ Мф 25,1-13 В то время: Иисус сказал ученикам Своим следующую притчу: Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых, и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идёт, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те, и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла; потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Толкование Притча о мудрых девах хорошо подходит к сегодняшнему празднику, в который мы вспоминаем Эдит Штайн. Она, будучи еврейкой по происхождению, отказалась от всякой религиозной практики, посвятив себя учебе и философии. Затем она встретила Господа и из «неразумной» девы стала мудрой: она избрала Его своим духовным Женихом и стала кармелиткой. Со своим интеллектом и подготовкой Эдит могла бы играть важную роль в монастыре, но вместо этого предпочла простую жизнь, как все остальные, потому что ее истинным богатством был Иисус, молитва, жизнь в созерцании и любви. Осознав, что еврейское происхождение могло привести ее к мученичеству, монахиня не отступила: она вкусила истинную мудрость, которая заключается в том, чтобы следовать за Господом до конца, чего бы Он от нее ни потребовал. Для тех, кто любит, умереть, как умер Господь, – это привилегия, благодать. Тереза Бенедикта Креста тоже – подобно мудрым девам из притчи – вошла во дворец Жениха, направляясь к газовой камере, которая была местом встречи. Все, что было тьмой, стало для Терезы светом, возможностью подтвердить свою полную отдачу воплощенной любви, которую она встретила и уже не покидала. Другие наши новости! | ||||
Категория: Литургические чтения | Просмотров: 54765 | |
|