Или: Св. Иоанн Дидах (Диего) Куаухтлатоатцин
В декабре 1531 года Пресвятая Богородица явилась на холме Тепеяк, недалеко от Мехико, индейцу Хуану Диего (1474-1548). Перед тем как обратиться в христианство, он носил ацтекское имя Куаухтлатоатцин, что означает «тот, кто говорит как орел». Он был человеком из народа, крестьянином. В 1524 году, в возрасте 50 лет, он одним из первых в своей деревне принял Таинство Крещения. Ему дали новое христианское имя Хуан Диего; вместе с ним крещение приняла и его жена, получившая имя Мария Лусия. Овдовев всего после четырех лет брака, Хуан Диего посвятил жизнь Богу. Он отличался усердием в посещении занятий катехизиса и принятии Cвятых Таинств, несмотря на жертвы, которые для этого требовались: отправлялся в путь с восходом солнца, чтобы добраться до места, где проповедовали францисканские монахи. После явлений Пресвятой Девы Марии Хуан Диего 17 лет жил в покаянии и молитвах в небольшом доме (который построил для него епископ) рядом с часовней, возведённой в честь Пресвятой Девы Марии Гваделупской. Он умер в 1548 году в возрасте 74 лет. В 1990 году Иоанн Павел II объявил его блаженным, а в 2002 году причислил Хуана Диего к лику святых. Литургическая память отмечается 9 декабря, в день первого явления Пресвятой Богородицы Гваделупской.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 48,17-19
Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские. И семя твоё было бы как песок, и происходящие из чресл твоих – как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.
Толкование
Когда Бог являет Себя, Он никогда не навязывает, но всегда предлагает Себя. Сначала Он говорит, что именно готов сделать для нас. В молитве Израиля всегда присутствовала ссылка на опыт Исхода, когда Господь могучей рукой избавил Свой народ от рабства в Египте. Пророк Исаия также представляет Бога, подчеркивая не столько Его силу, сколько то, что Он готов сделать для народа и для отдельного человека. Как хороший родитель, Бог заботится о нашем благе и поэтому многообразно старается научить человека всему, что для него полезно. Господь не ограничивается одним лишь обучением, но заботится о том, чтобы стать нашим спутником, верным проводником, чтобы мы не свернули на путь разрушения и смерти. Небесный Отец не может не любить каждое Свое творение и, в частности, людей. Быть любимыми, чтобы любить в свой черед – так день за днем строится Царство Небесное. Именно так можно позволить Божьему замыслу исполниться через нас.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 11,16-19
В то время: Иисус сказал народу: Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Ибо пришёл Иоанн, ни ест, ни пьёт; и говорят: «в нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость чадами её.
Толкование
Иисус предостерегает об опасности превращения веры в нечто умозрительное, в предмет досужих разговоров. В первом примере, о котором сообщает евангелист Матфей, подчеркивается полное безразличие современников Иисуса к любым Божественным призывам. В конце концов, чем занимаются дети, которым Иисус уподобил иудеев? Они остаются равнодушными к любой ситуации и чувствам окружающих. Ни радость, ни печаль не движут ими. У них жестокое сердце, не способное биться в унисон. От сравнения Иисус переходит к реальности. Видя перед собой Иоанна, а затем и Иисуса, люди не задаются вопросом «что я могу сделать, чтобы обратиться?», а тратят время на пересуды: Иоанн ни ест, ни пьёт; и говорят, что «в нём бес». Об Иисусе же говорят, что Он позволяет Себе слишком много вольностей: любит есть и пить вино, и что Он друг мытарям и грешникам. Тем не менее, заявляет Господь, премудрость Божья не пропадает втуне – она оправдана ее верными чадами.