РЯДОВОЕ ВРЕМЯ
За один литургический год невозможно прочитать все Слово Божие, содержащееся в 73 книгах, образующих Библию. Поэтому большая часть Слова Божия распределена по циклам, читающимся на протяжении трех лет: год A, год B, год C. Каждый цикл начинается в первое воскресенье Адвента. Для чтения из Евангелия, особенно по воскресеньям рядового времени, отрывки выбирают, читая последовательно на протяжении всего года, определенное Евангелие: в год A: Евангелие от Матфея (цикл этого 2023 года); в год B: Евангелие от Марка и последние шесть глав Евангелия от Иоанна; в год C: Евангелие от Луки.
Евангелие от Иоанна читается в рождественское время, во время Великого Поста и в пасхальное время.
В будничные дни недели первое чтение выбирается согласно двухлетнему циклу четных и нечетных годов, в то время как отрывок из Евангелия читается согласно трехлетнему циклу.
Рядовое время состоит из 33 или 34 недель, начиная с понедельника после Крещения Господня, и длится до вторника перед Пепельной средой, началом Великого поста. Первая часть может длиться от 4 до 9 недель. Затем оно возобновляется в понедельник после Пятидесятницы, чтобы завершиться до Первой вечерни первого воскресенья Адвента. Это время называется «рядовым» в том смысле, что оно дает нам постичь тайну Христа в своей целостности: на протяжении будничных дней и воскресений мы знакомимся с Его речами, притчами, чудесами и фактами, которые открывают любовь Бога-Отца ко всем людям. Прославлять тайну Христа в обычной жизни означает жить, как Его ученики, в верности Его воле каждый день, слушать и встречать Учителя в повседневной жизни, признавая, что Бог склонился над нами и спасает нас в реалиях дней. В течение этого времени литургия Церкви помогает узнать и полюбить Господа также через воспоминание о святых: каждый из них, воодушевленный Святым Духом, вверил себя Иисусу и был свидетелем многообразия благодати Божией в своем историческом периоде, обогащая делами и молитвой Вселенскую Церковь. Цвет литургических облачений рядового времени является зеленым: он выражает надежду, молодость Церкви, возобновление нового и упорного пути. Гимн «Слава в вышних Богу» произносят в дни торжеств, в праздники и по воскресеньям; Символ веры произносят в дни торжеств и каждое воскресенье.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Евр 1,1-6
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И ещё: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии».
Толкование
Начало Послания к Евреям, которое будет сопровождать нас в эти недели, звучит подобно мощному трубному гласу. В нем говорится об Иисусе как о единственном Первосвященнике, который Своей жертвой достигает искупления человечества и отпущения грехов. Иисус Христос – наследник всего сущего (следовательно, Он – единственный Сын), и все сущее было создано через Него, следовательно, Он – Творец с Отцом. Более того, Он отражает славу Отца и несет на Себе отпечаток Его Божественной сущности. Иисус Христос – полностью Бог и полностью человек. Человек до такой степени, что терпит все оскорбления, и к нему относятся как к злодею; Бог до такой степени, что ангелы склоняются перед Ним. Всевышний и осязаемый; трансцендентный и желанный; всемогущий и доступный – это наш Господь Иисус!
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1,14-20
После того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие. Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
Толкование
Первыми были призваны рыбаки. Позже среди апостолов появятся также сборщики налогов, воины, утонченные евреи и так далее, а пока Иисус начинает с рыбаков – скромных и необразованных людей, деревенских жителей, привыкших к тяжелому труду. Господь оправдывает этот выбор обещанием иного вида рыбалки: своим словом они должны будут ловить человеков. Кто знает, что они поняли? Что могло значить для них «ловить человеков»? Со временем это станет совершенно ясно. Перед тем как вознестись на небо, Иисус скажет им: «Идите по всему миру и научите все народы, крестя их» (см. Мк 16,15-16).