ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 9,16-19.22-27
Братья: Если я благовествую, то нечем мне хвалиться; потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище, бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
Толкование
В новом издании Римского миссала ясно сказано, что Иисус «добровольно» принес Себя в дар в Евхаристии, в cтрастях, cмерти и dоскресении. Гефсиманское моление также демонстрирует драму Человека-Бога. Как верный ученик, следуя примеру Христа, святой Павел провозглашает Евангелие и добровольно становится слугой всех. Апостол вкладывает все свои силы в проповедь – знак внутренней свободы, которую породил в нем Христос. Подлинная и глубокая христианская свобода основана на переживании любви и благодати Христа: осознавая, что Господь возлюбил нас до такой степени, что отдал Свою жизнь, мы приближаемся к способности любить искренне, безмерно и бескорыстно.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 6,39-42
В то время: Иисус сказал ученикам притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Толкование
Господь предостерегает нас от искушения выдавать себя за авторитетных учителей и наставников других. Христианин призван свидетельствовать о едином Учителе, Который есть Христос. Перед Ним мы все ученики, и нам остается лишь учиться. Поэтому прежде всего мы должны задуматься над своим свидетельством веры и духовной жизни. Но для этого, как мы знаем, необходимо смирение, ибо именно мы делаем высокомерие образом жизни, будучи уверенными в собственной непогрешимости, полагая, что знаем все, вынося суждения по любому вопросу, безапелляционно оценивая поведение других. Мы становимся слепыми, о которых говорит Евангелие, когда пытаемся приспособить Благую весть Иисуса для своих целей; когда используем власть, чтобы навязать свои идеи, свои убеждения; когда требуем исполнения слова Евангелия от других, но не от себя. Иисус называет таких людей лицемерами. Это значит, что – прежде чем посмотреть на собственную ущербность – мы предпочитаем судить действия других и видим чужое зло, а вовсе не свое. Давайте научимся вынимать бревно из собственного глаза, любить других и никого не осуждать.