Папа напомнил, что магистральным путем христианской молитвы является человеческая природа Иисуса: характерная для христианской молитвы доверительность была бы лишена смысла, если бы Слово не стало плотью, даровав нам в Святом Духе сыновние отношения с Отцом.
Христос – Посредник, то есть «мост», через который мы обращаемся к Отцу. Это – единственный Искупитель, и нет никаких соискупителей Христа. Он – Посредник над посредниками, и любая молитва к Отцу возносится «через Христа, со Христом и во Христе», а Святой Дух распространяет посредничество Христа на всякое время и на всякое место: нет иного имени, в котором мы можем быть спасены.
От этого единственного посредничества Христа обретают смысл и ценность и другие ориентиры, которые христианин находит в своей молитве и в богопочитании, и первый из них – Пресвятая Девы Мария, Матерь Иисуса. В молитвенной жизни христианина она занимает особое место, не случайно Церкви Востока часто изображают ее как Одигитрию, то есть «указывающую путь». Папа сослался на известную икону «Одигитрия», которая почитается в кафедральном соборе города Бари: Пресвятая Дева показывает обнаженного Иисуса, человека, рожденного от Девы: именно она, Богородица, указывает на Посредника. В христианской иконографии Мария присутствует повсюду, и часто в изображениях ей отводится важная роль, однако эта роль всегда находится в зависимости от Сына. Ее руки, ее глаза, ее жесты – это «живой катехизис», в центре которого – Иисус Христос. Мария всецело обращена к Нему, и мы можем сказать, что она - прежде всего Ученица и уже затем - Матерь.
Папа напомнил слова Пресвятой Девы Марии на бракосочетании в Кане: «Что скажет Он вам, то делайте». Будучи первой ученицей Христа, она всегда указывает на Него. Именно в этом заключается роль, которую Дева Мария играла во время своей земной жизни и которую сохранила навсегда: быть смиренной служительницей Господа, не более того. В Евангелиях она как будто исчезает в определенный момент, однако затем возвращается в самые переломные моменты: в Кане, где Иисус благодаря ее вмешательству совершает первое чудо, на Голгофе, у подножия Креста. Иисус расширил материнство Марии на всю Церковь, вверив ей возлюбленного ученика перед смертью на Кресте. С того самого момента все мы находимся под ее покровом, как он изображен на средневековых фресках и картинах. Мария обнимает всех нас не как богиня или соискупительница, но как Матерь. Папа отметил, что христианское благочестие всегда наделяло Пресвятую Деву различными титулами, выражая этими прекрасными словами сыновнюю любовь к Матери, но эти наименования ничего не отнимают от той истины, что Христос является единственным Искупителем. Эти проявления любви, отметил Папа, «иногда преувеличенны, но любовь, как мы знаем, всегда побуждает к преувеличениям».
Христиане молятся к Деве Марии с помощью слов из Евангелия, продолжил Папа, обращаясь к ней как к «благодати полной», «благословенной между женами». В молитве «Радуйся, Мария» звучит наименование Девы Марии «Теотокос» - «Матерь Божья», закрепленное Эфесским собором.
Пресвятая Богородица всегда находится у смертного одра своих детей, подчеркнул Папа. Если кто-то остается в одиночестве, она, Матерь, всегда рядом, как была рядом со своим Сыном, когда все Его оставили. Во время пандемии Мария всегда была рядом с теми, кто завершил свой земной путь в условиях изоляции, лишенные утешения и близости родных. Мария защищает нас от опасностей, она заботится о нас даже когда мы заняты собой и теряем ориентиры, подвергая опасности не только здоровье, но и спасение. «Мария рядом, она молится за нас и за тех, кто сам не молится, и делает это потому, что она – наша Матерь», - сказал в заключение Папа Франциск.