В своей проповеди Епископ Рима размышлял над литургическими чтениями праздника, подчеркнув, что пророчество Исайи полностью сбывается в событии Рождества: в мир приходит Богомладенец, величие Которого заключено в Его малости.
Бог избирает этот парадоксальный путь, чтобы достичь всех людей, коснуться наших сердец и спасти нас, возвращая к тому, что действительно имеет значение. Евангелие настаивает на этом контрасте, отметил Папа: «Того, Кто обнимает вселенную, нужно держать на руках; Того, Кто создал солнце, нужно согревать». Вечное Слово становится младенцем, не умеющим говорить, а Создатель мира становится бездомным. Рождество переворачивает логику вещей: Бог приходит в мир крохотным ребёнком, и Его необъятность открывается в скудости.
Папа Франциск задался вопросом: «Умеем ли мы принять этот Божий путь?» Таков вызов Рождества: Бог открывает Себя людям, но они не понимают Его. Он умаляется в глазах мира, «а мы продолжаем искать величия в соответствии с этим миром». Смиренный Бог снисходит, а мы хотим взобраться на пьедестал и жаждем величия и признания. «Иисус родился, чтобы служить, а мы проводим годы в погоне за успехом. Бог не ищет силы и могущества, Он просит нежности и внутренней малости».
Именно о благодати малости нужно просить Иисуса на Рождество, о малости в самых обычных и повседневных делах, подчеркнул Папа Франциск. Господь близок к нам и горячо любит нас такими, какие мы есть; Он лишь просит нас довериться Ему и открыть сердца для Его любви. По словам Епископа Рима, «умалиться» означает также принимать и любить Иисуса в сегодняшних малых, служить Ему в самых бедных, которые больше всего похожи на Иисуса, родившегося в бедности. «В эту ночь любви нас одолевает лишь один страх: ранить любовь Бога, ранить Его своим безразличием к бедным. Они – избранные Иисуса, которые однажды примут нас на небесах».
«Давайте снова посмотрим на ясли и увидим, что новорождённый Иисус окружён малыми, бедными. Кто они? Пастухи. Они были самыми простыми людьми и оказались самыми близкими к Господу», – подчеркнул Святейший Отец. Господь родился рядом с ними, на забытых окраинах. «Он приходит туда, где человеческое достоинство находится под угрозой. Он приходит, чтобы облагородить отверженных, открывая Себя прежде всего им». Христос напоминает о достоинстве труда, потому что человек должен быть хозяином, а не рабом свой работы.
Епископ Рима подчеркнул, что вокруг маленького Иисуса, лежащего в вифлеемских яслях, объединяются и склоняются в поклонении все: и бедные пастухи, и учёные богатые волхвы. Единство приходит, «когда в центре находится Иисус, а не наши представления об Иисусе», поэтому необходимо вернуться в Вифлеем, к истокам, «к сути самой веры, к первой любви, к поклонению и милосердию», призвал Папа:
«Давайте посмотрим на странствующих волхвов и – как синодальная Церковь в пути – направимся в Вифлеем, где есть Бог в человеке и человек в Боге; где Господь на первом месте и перед Ним склоняются; где последние совсем рядом с Ним; где пастухи и волхвы пребывают вместе в братстве, которое сильнее любой классификации. Да сподобит нас Господь быть Церковью поклоняющейся, бедной и братской, – это самое главное. Давайте вернёмся в Вифлеем».
Из базилики Святого Петра, святая месса в ночное время под председательством Папы Франциска по случаю празднования Рождества Господня. 24 Декабря 2021г.