12:26 Рождество Христово | ||||
«Господь знает, что мы каждый день нуждаемся в пропитании. Поэтому Он отдавал Себя нам каждый день Своей жизни, начиная от яслей в Вифлееме и заканчивая Иерусалимской горницей. И сегодня на алтаре Он продолжает становиться для нас преломленным хлебом» (Папа Франциск, проповедь на Мессе Навечерия Рождества 25.12.2018).
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ВРЕМЯ Рождество – это праздник, раскрывающий замысел Бога, Который не захотел остаться только Богом, но решил сделать Себя также и творением. Он не только сообщил нам Свою доброту, истину и красоту, но пожелал сделать гораздо большее: отдать Себя. Слово стало плотью во чреве Девы Марии. Господь не остался в своем вечном всемогуществе, но целиком проникся хрупкостью творения. Папа Римский Франциск напоминает об этом: «Иисус рождается посреди нас, Он – Бог-с-нами, Который приходит, чтобы сопровождать наши будни и разделить с нами всё, радости и печали, надежды и тревоги. Он приходит как беспомощный ребенок. Он рождается в холоде, бедный среди бедняков. Он нуждается во всём и стучится в дверь нашего сердца в поисках тепла и крова. Подобно вифлеемским пастухам, позволим свету облечь нас и пойдём посмотреть на знамение, дарованное нам Богом. Давайте преодолеем оцепенение духовного сна и ложные образы праздника, принуждающие забыть, ради Кого мы празднуем. Удалимся от назойливого шума, который усыпляет сердце и побуждает готовить украшения и подарки, а не созерцать Событие: Сына Божьего, родившегося ради нас!». ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 9,2-4.6-7 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на плечах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его, судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Толкование Вмешательство Бога в историю удивляет самого пророка Исаию: в рождении ребенка он видит самое важное событие, о котором предстоит возвестить народу. Нет ничего более обычного и нормального, чем появление на свет ребенка, и тем не менее этот факт наполнен огромным значением. И евангелисты, и традиция Церкви справедливо видят в этом прорицании провозглашение истинного Мессии и царя – Иисуса. Младенец, о котором возглашает Исаия, носит звучные имена: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Ожидание многих поколений человечества завершается, и они собираются в Вифлеемском гроте. Главное событие свершилось: Сам Бог становится человеком, входит со Своей богочелоечностью во время и пространство, по-человечески общается с нами. Он начинает с самого начала: становится ребенком, чтобы познать все этапы человеческой жизни, пройти через них, принять их на Себя и спасти всех. ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Тит 2,11-14 Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. Толкование Признать в рождении ребенка в пещере «благодать Божию, спасительную для всех человеков», далеко не просто. Но все создано через Него и для Него (Кол 1,16). Без Христа мы далеки от Бога и не можем понять весь смысл сущего; мы даже не понимаем, зачем родились и для чего пребываем в этом мире. Во Христе все становится понятным: мы созданы для Него, чтобы любить и быть любимыми; у нас нет иного счастья, кроме как в любви. Однако не мы возлюбили Бога первыми, а Бог возлюбил нас. Рождество –повод для высшего поклонения и созерцания тайны Бога, Который «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3,16). Сегодня нет слов, которые можно было бы добавить к тем, что звучат в литургии, их можно только принять и прожить в тишине. Давайте постараемся снова и снова повторять в сердце слова, которые мы слышали этой ночью: «Он отдал Себя за нас». Давайте повторять их, постигать их смысл, жить ими. ЕВАНГЕЛИЕ Лк 2,1-14 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Толкование Бог входит в историю мира совершенно безмолвно и тайно. Само по себе «очеловечивание» Бога должно было или могло привести к полному обновлению или возвышению всего творения. Но, похоже, все остается по-прежнему. О том, как узнать и распознать Бога в младенце, первыми нас учат Мария и Иосиф: они верят, поклоняются, надеются, не задают себе много вопросов, но совершенно и абсолютно верят, что этот младенец – Бог. Затем приходят пастухи, которые слышат весть и начинают верить. Потом приходим мы, спустя тысячи лет. Кажется, что мир и сегодня остается прежним, но на самом деле все изменилось. Обновление происходит в личной сфере, в сердце. Путь освобождения от зла подобен карстовой реке, подземной, невидимой. Пастухи первыми включаются в этот личный акт поклонения: они идут и узнают Бога в самом беззащитном и хрупком творении, какое только можно себе представить, – в Младенце, рожденном в вифлеемской пещере. И если мы принимаем Его, то все меняется. Другие наши новости! | ||||
Материалов за текущий период нет. Категория: Литургические чтения | Просмотров: 65602 | |
|