В ноябре 1984 года казалось, что смерть просто накрыла Уганду, проникая в поры этого государства, как болезнь. Бэтуэл Донго сидел внутри темного двухкомнатного дома в пригороде Кампалы, надеясь, что его жена, Флоренс, сможет уснуть. Он уснуть не мог.
Зло было на улице, в этом он был уверен. Каждый день граждане Уганды видели, как солдаты, поддерживающие правящий режим, убивали невинных людей для того, чтобы завладеть их имуществом. И в дневное время насилие совершалось повсеместно, а ночью его масштабы просто зашкаливали.
Донго не осмеливался даже зажечь маленькую свечу. Это сразу привлекло бы внимание к их жилищу.
Где-то вдалеке завыло животное. Казалось, сама земля стонет от того количества крови невинных жертв, которая впитывалась в почву. Смерть уже десятилетиями царствовала в Уганде.
Донго родился на востоке Уганды в 1959 году на пыльном участке земли, где стояло семь хижин – по одной для каждой из жен его отца. У каждой жены родилось по семеро детей. Его отец не мог обеспечить всех семь жен и сорок девять детей, поэтому каждой жене и детям пришлось тяжело трудиться для того, чтобы собрать хоть небольшой урожай на раскаленной земле.
Когда Донго было 12 лет, Иди Амин сверг законное правительство и провозгласил себя президентом Уганды. Он закрыл все церкви и выслал из страны всех миссионеров. За время его восьмилетнего правления погибло более трехсот тысяч человек, мертвые лежали штабелями под палящим африканским солнцем. Каким-то образом Донго и его семье удалось выжить, однако новое правительство было ничем не лучше предыдущего.
«Отдай нам свои деньги!» – крикнули люди в военной форме, которые ворвались в дом Донго.
«У нас нет денег», – ответил Донго. Глядя в их лица, Донго понял, что жить ему осталось недолго. Он подумал: «Ну вот и все. Сегодня я умру. Я дожил до двадцати пяти, и только женился».
Донго не боялся умереть. Но, конечно же, ему хотелось жить, поскольку он очень многого в жизни еще так и не увидел. Он только-только вступил в брак и хотел пожить семейной жизнью.
Донго наблюдал за тем, как эти люди грабили его дом. Они забрали все тарелки и всю их одежду. Они забрали все, что у них было. Когда они уходили, Донго видел в их глазах желание убить его.
Прозвучал оглушительный звук автоматной очереди, и пули прошли сквозь закрытые двери. Автоматчик услышал крик Донго и увидел кровь, которая потекла из-под разбитых дверей.
Бездомные
Донго объясняет: «Пули попали мне в руку. Кровь полилась из раны, но в доме не осталось ничего, чтобы перевязать руку. В то время, если человек выходил на улицу, когда уже было темно, он мог никогда не вернуться домой. Но я терял так много крови, что мне просто пришлось искать медицинской помощи.
Пришел друг, чтобы помочь нам. Мы прошли несколько километров в темноте, а кровь продолжала течь из моих ран. Боль была ужасной. Болела не только рука, болело все мое тело. Мне ампутировали два пальца и наложили швы без всякой анестезии или обезболивающих. Домой мы уже не возвратились, потому что возвращаться было некуда. Почти шесть месяцев мы жили у сестры моей жены».
В 1979 году, когда Амина заставили покинуть Уганду, церкви вышли из подполья. В том же году Донго отдал свое сердце и жизнь Иисусу. Оставив свою семью и семь лачуг, он переехал в Кампалу и вскоре стал миссионером. После этого Донго путешествовал по всей стране, проводя евангелизации, свидетельствуя на улицах и насаждая церкви.
Они все еще жили у сестры его жены, а он по выходным путешествовал и проводил евангелизации. В 1985 году Донго помог создать церковь в Кабалагале, это пригород Кампалы. Поскольку не было никого другого, он стал пастором этой церкви. Еще в то время, когда шла война, Флоренс родила дочь, которую они очень любили. После более двадцати лет войны и бессмысленных убийств смерть начала настигать людей в виде бедности, голода и болезней.
Два года спустя, в 1987 году, их дочь умерла от кори. В разрушенной войной Уганде не было вакцины.
Брошенные дети
Донго говорит: «Я никогда не переживал такой боли. Моим единственным утешением было знание того, что я снова увижу ее на небесах. Четверо других наших детей выжили, трое мальчиков и девочка. Из-за войны и эпидемии СПИДа в Уганде было два с половиной миллиона сирот. Наше сердце было разбито, потому что никто о них не заботился. Многие люди просто использовали их в качестве прислуги.
У одной умирающей женщины было двое маленьких девочек. Она отдала свою собственность другим людям в обмен на их обещание позаботиться о ее детях. Когда она умерла, люди забрали то, что ей принадлежало, но выбросили детей на улицу. Мы взяли их к себе, и так наша семья начала расти.
В то время один мой друг начал получать книги и журналы от Миссии Кеннета Коупленда. Я прочитал их все и начал узнавать о вере. Жизнь в Уганде была трудной, и нам нужно было услышать послания, которые ободряли бы нас».
В 1999 году Донго начал служение под названием «Буямба», что в переводе означает «Помощь». «У нас была цель достигать сирот и менять их жизнь – любить их, заботиться о них и обучать их». Он не просто хотел помочь им выжить. Донго хотел помочь им вырасти и стать учителями и инженерами.
В 2002 году он открыл школу для сирот под названием «Божья забота», которая была основана на записанном в 1-ом Послании Петра 5:7: «Возложите все ваши заботы на Него, потому что Он печется о вас». Хотя у них было ограниченное пространство и ресурсы, сотни сирот получили место, где они могли бы жить и учиться. Донго объясняет: «Мы говорим детям, что независимо от того, что происходит, Бог заботится о них и у Него есть великий план для их жизни».
Другая реакция
В 2011 году, когда из Американской Христианской Школы приехала группа учеников, Донго узнал, что одна из девушек была Кортни Коупленд, дочь Джона и Марти и внучка Кеннета и Глории. Однажды остановившись у друга в Нью-Йорке, Донго впервые увидел Кеннета Коупленда на передаче «Победоносный голос верующего». Ему очень понравилось это служение, и ему было очень приятно познакомиться с Кортни.
В том году в Кампале, когда Кортни увидела огромное количество сирот, у нее появилась идея. Была ли возможность достичь этих детей и других подобных им, используя спортивные игры, ученичество, танцы и музыку, чтобы передать им любовь Божью? Смогут ли они проявить эту любовь по отношению к детям так, чтобы она навсегда изменила их жизнь? Сможет ли любовь Божья создать эффект домино – цепную реакцию любви к другим людям в их жизни? Кортни взыскала Господа, посоветовалась со своей семьей и начала служение под названием «Риэкшен тур».
Донго вспоминает: «Я слышал, как Кортни говорила о том, что разного рода занятия будут интересны для молодежи и подростков, и в то же время они будут слышать Евангелие. Она начала привозить свою команду каждый год. Они привозили все необходимое оснащение, футбольные мячи, транспорт, пищу и воду. Но это не было просто игрой. Они также учили детей быть лидерами поклонения и проповедовать Евангелие.
В первый год они начали с четырехсот детей. На следующий год было уже пятьсот. Привлечь внимание детей не было проблемой. Каждый хотел прийти, но количество было настолько большим, что мы не смогли позволить прийти всем. В январе 2016 года она приедет к нам в четвертый раз.
Я так горжусь этой командой. Они изменяют следующие поколения, даря им надежду и цель для их жизни. Дети верят, что Бог может использовать их, потому что Он использует Кортни».
Растущая семья
На протяжении многих лет семья Донго продолжала принимать детей, они усыновили пятнадцать человек. Вместе со своими четырьмя всего у них теперь было девятнадцать детей. Донго говорит с искоркой в глазах: «Это не было проблемой. У нас большой дом! Целых четыре спальни!»
В 2011 году, когда он был в сельской местности, он остановился в тени дерева, чтобы отдохнуть. Жара волнами поднималась от земли, окутывая кусты и деревья. Вдалеке от шумного города он слышал пение птиц, крики обезьян и звуки, издаваемые другими животными. Почему-то они казались более громкими, чем в городе, и в них было больше жизни.
Вдруг перед его глазами появилась женщина, которая просто шокировала его. Она казалась совершенно дикой и ненормальной. Один из местных жителей сказал: «Она психически больна. Она никогда не позволяет никому даже приблизиться к ней, чтобы помочь ей».
Из свертка, который она держала в руках, послышался тихий плач, что заставило Донго внимательней присмотреться к тому, что она держала в руках. Звук повторился опять, он был похож на стон раненого животного. Затаив дыхание, он обернулся к другим людям: «Там младенец!»
«Новорожденный. Возможно, ему не больше недели. Бедный малыш. Наверное, она его даже не кормила и не мыла с тех пор, как он родился. Скорее всего, он уже будет мертв, когда она очередной раз выйдет из леса».
«Тогда нужно забрать этого ребенка сейчас!» – сказал Донго, направляясь к женщине.
Семья веры
«Мы не планировали усыновлять больше детей, но тот ребенок умирал. Каким-то образом нам удалось получить его, и мы его усыновили. Его зовут Майкл. Сейчас ему четыре года, и он приносит огромную радость в нашу жизнь. Майкл стал нашим двадцатым ребенком. Возможно, он не будет последним. Я не знаю. Есть очень много младенцев, и мы планируем построить для них дом.
Семеро из наших детей уже вступили в брак, двое мальчиков выросли и уже не живут с нами. С нами все еще живут девять детей, и у нас уже есть одиннадцать внуков.
Сегодня начальную школу посещают девятьсот учеников, которые являются либо сиротами, либо детьми из малообеспеченных семей. Из этого количества триста пятьдесят живут здесь, в школе, а остальные пятьсот пятьдесят в округе, но приходят в школу каждый день. В нашей старшей школе четыреста пятьдесят учеников живут прямо на территории. В 2013 году Миссия Кеннета Коупленда помогла нам деньгами, и мы построили третий этаж в школе. Я очень благодарен за это. Да благословит Бог их.
Мои родители умерли очень давно, но когда я встретил брата Коупленда, он помолился за меня и разговаривал со мной, как отец. Он, как отец, готовый принять меня таким, каким я есть, и помочь этим сиротам. Они, он и Глория, научили нас вере. Они показали нам, что Бог такой же, каким Он был от начала. Что Он действует так, как Он всегда действовал. Миссия Кеннета Коупленда помогает нам через служение Кортни Коупленд и финансовую поддержку. Они дарят надежду тем, у кого нет надежды».
Будучи партнерами Миссии Кеннета Коупленда, вы дарите надежду тем, у кого нет никакой надежды.
От редактора:
Эта статья была написана на основании интервью с пастором Бэтуэлом Донго из Уганды, которое состоялось в июне 2015 года. 10 октября 2015 года пастор Донго ушел к Господу. Мы почитаем пастора Донго и наследие, которое он оставил, как строитель Царства Божьего и один из могучих Божьих мужей веры.
Другие наши новости! |