Вот какой ответ дает на этот вопрос святой Папа Иоанн Павел II в энциклике «Evangelium Vitae»: «Часто говорится, что безопасные и общедоступные противозачаточные средства представляют собой лучший метод борьбы с абортами. Католическую Церковь при этом обвиняют, что на самом деле она способствует умножению случаев прерывания беременности, поскольку в своем нравственном учении упрямо говорит о нечестии противозачаточных средств. В действительности эта аргументация оказывается ложной. Возможно, многие люди действительно применяют противозачаточные средства, чтобы позднее не подвергнуться искушению аборта. Однако антиценности, неотъемлемые от "контрацептивной ментальности", - а она есть нечто совершенно иное, нежели ответственное отцовство и материнство, переживаемое с соблюдением всей истины супружеского акта, - приводят к тому, что это искушение становится как раз еще сильнее, когда произошло зачатие "нежеланной" жизни. Культура, признающая аборты, на самом деле шире всего распространена среди тех, кто отвергает учение Церкви о противозачаточных средствах. Безусловно, противозачаточные средства и прерывание беременности - с нравственной точки зрения два принципиально различных вида зла: одно противоречит полноте истины полового акта как подлинного выражения супружеской любви, второе уничтожает жизнь человеческого существа; первое противостоит добродетели супружеской чистоты, второе противоречит добродетели справедливости и прямо нарушает Божью заповедь "Не убивай".
Несмотря на это различие по природе и нравственной тяжести, они весьма часто тесно связаны, словно плоды одного растения. Верно, что в ряде случаев человек прибегает к контрацептивам или даже аборту под давлением множества жизненных трудностей, которые тем не менее никого не освобождают от обязанности полностью соблюдать закон Божий. В очень многих случаях такая практика вытекает из гедонистического, безответственного подхода к половой жизни и опирается на эгоистическую концепцию свободы, где деторождение рассматривается как помеха на пути полного развития человеческой личности. Жизнь, которая может быть зачата от соития мужчины и женщины, становится, таким образом, врагом, от которого непременно надо ускользнуть, а прерывание беременности - единственным решением, когда противозачаточные средства не сработали.
К сожалению, установившаяся в умах тесная связь противозачаточных средств с прерыванием беременности становится все более очевидной, и крайне тревожным доказательством этого служит производство химических средств, внутриматочных вкладок, а также вакцин, которые столь же общедоступны, как противозачаточные средства, но не предупреждают беременность, а вызывают ее прерывание на самых ранних стадиях жизни нового человеческого существа» (13).
Согласно учению Церкви, контрацептивный менталитет является логической предпосылкой абортивного менталитета. Наверняка многие из нас сталкивались с примерами, когда беременность прерывали именно те, кто тщательно предохранялся, попав в тот незначительный процент, когда контрацепция «не сработала». Ведь основная цель контрацепции – это полное исключение деторождения. Рождения ребенка не хотят, его не принимают. А в случае недостаточной эффективности противозачаточного метода формируется враждебное отношение к факту зачатия и к зачатому существу – настолько, что первым вопросом при обнаружении нежелательной беременности становится «Что делать?». При естественном планировании такого вопроса даже не возникает, новая человеческая жизнь принимается безоговорочно. При контрацептивном менталитете сомнение возникает неизбежно, и, увы, нередко на него отвечают отказом от ребенка. Менталитет контрацептивный, направленный против человеческой жизни, имеет свое естественное продолжение в менталитете абортистском.
Когда же супружеские пары прибегают к естественному планированию, то есть к периодическому воздержанию в дни фертильности, «риск» зачатия всегда принимается. Принимая риск зачатия, супруги следуют логике взаимного дара, которая исключает избавление от зачатого ребенка.