Вселенский собор выражает учительство всех епископов, собравшихся вместе с Папой и под предстоятельством Папы. Авторитетность Вселенских соборов выражена в словах Деяний Апостолов: «Ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян 15,28). Заметим, что в этих словах апостолы не ссылаются ни на Моисея, ни на ветхозаветный закон, но признают себя облеченными в законодательную власть, высказываются и принимают решения от своего имени, нисколько не сомневаясь в обетовании, данном Иисусом, по поводу содействия Святого Духа: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18,18); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14,26); «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26); «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16,13).
Вот почему, принимая решения и вынося суждения, апостолы утверждают: «Ибо угодно Святому Духу и нам»: это и есть основа постановлений Вселенских соборов.
Учительство собора является безошибочным – торжественно провозглашенным и чрезвычайным. Как поясняется в догматической конституции «Lumen gentium», «хотя отдельные Предстоятели и не обладают прерогативой безошибочности, тем не менее когда они, даже будучи рассеяны по всей земле, но сохраняя при этом связь общения друг с другом и с преемником Петра, аутентично учат о вопросах веры и нравов и сходятся на том, что некое суждение следует принимать как окончательное, тогда они безошибочно провозглашают учение Христа. И это становится ещё более очевидным, когда, объединившись на Вселенском соборе, в вопросах веры и нравов они являются для всей Церкви учителями и судьями, чьих определений надлежит придерживаться в послушании веры» (25).
Убежденность в содействии Святого Духа при принятии соборных решений требует принятия со стороны верных, и в случае расхождения между личным убеждением и учением собора верующий призван предпочесть суждение учительства своему собственному суждению.
Второй Ватиканский собор имел пастырский характер, и хотя на нем не были провозглашены новые догмы, он тоже выражает торжественно провозглашенное и чрезвычайное учительство. Кроме того, Второй Ватиканский собор принял две догматические конституции, требующие уважения и соблюдения со стороны верных.