Советник патриарха Кирилла считает, что нынешнее руководство Латвии без достаточных оснований пытается обустраивать жизнь Церкви, подражая православным монархиям ушедших веков.
Как сообщалось, 8 сентября сейм Латвии по инициативе президента Эгилса Левитса в одностороннем порядке объявил о независимости ЛПЦ, обязав ее до 31 октября привести свой устав в соответствие с поправками к закону о статусе Церкви. Между тем во вторник стало известно, что правительство Латвии, несмотря на принятый закон, решило также обратиться через своего министра юстиции к патриарху Кириллу с предложением выдать ЛПЦ томос об автокефалии.
"По-видимому, не добившись предписанных новым законом действий от Латвийской православной церкви, представители светской республики, в которой, согласно Конституции, Церковь отделена от государства, решили и дальше продолжать свою церковноустроительную деятельность в стиле конфессиональных монархий ушедших веков", - сказал по этому поводу "Интерфаксу" во вторник советник патриарха протоиерей Николай Балашов.
Он напомнил, что примеры ходатайств об автокефалии со стороны не только церковных, но и государственных властей в прошлом действительно имеются. Так, в томосе об автокефалии Сербской церкви 1879 года упоминается прошение не только митрополита Белградского Михаила "от имени честного клира и благочестивого народа", но и "благочестивого, Богом утвержденного, премилостивого князя и господаря Милана Обреновича IV".
"Но ведь князь (впоследствии король Сербии) Милан был православным, Церковь в то время никоим образом не отделялась от возглавляемого им сербского государства, так что монарх был в этом случае законным представителем православного народа, - заметил священник. - А вот когда автокефалия предоставлялась Церкви в пределах Греческого королевства, призванный там на царство из Германии король Отон был католиком. Поэтому выданный в 1850 году томос упоминает лишь "грамоту благочестивых министров богоспасаемой державы Греческой", из которой усматривается "прошение всего тамошнего благочестивого клира и желание всего православного греческого народа".
Таким образом, считает советник патриарха, "если латвийское государство в целях получения автокефалии ныне собирается действовать в подобной парадигме ушедшей эпохи, придется ради достижения интересов государственной безопасности обеспечить наличие если не благочестивого, Богом утвержденного православного монарха (тут ждут большие трудности), то хотя бы удостоверенных в благочестии министров, а также снабдить справками о православном крещении благочестивых депутатов Сейма, принявших недавно закон об автокефалии ЛПЦ".
"Мне кажется, в ином случае трудно будет всерьез рассматривать в Москве поступившее обращение, - отметил представитель Церкви. - Ну и, конечно, останется еще немаловажный вопрос о волеизъявлении "честного клира и благочестивого народа". Догадываюсь, что c этим у латвийских государственных деятелей пока тоже не очень получается".
По мнению священника, в данном случае заслуживает изучения и оценки быстрая смена курса латвийского руководства.
"Всего две недели назад президент Латвии Левитс в подписанной им аннотации к законопроекту утверждал: "В этих обстоятельствах невозможно решать вопрос о статусе Церкви путем переговоров с Русской Православной Церковью" (п. 1.10). Теперь вот решили всё же вступить в диалог по вопросам церковно-канонической тематики на уровне министерства юстиции. Видимо, больше не актуальна и другая президентская декларация, содержавшаяся в том же документе: "Латвийское государство не затрагивает и не вмешивается в вопросы вероучения и канонического права Церкви" (п. 1.14). Ну, и хорошо. Потому что мы в Москве как-то сразу догадались, что это неправда", - заключил отец Николай.
Другие наши новости! |