19:00
Выставка в Детройтском институте искусств посвящена итальянским художницам XVI — XVIII вв.

Благодаря исследовательницам-феминисткам прошлого века художница эпохи барокко Артемизия Джентилески (1593 – 1653 гг.) превратилась из сноски в учебниках по истории искусства в нечто почти нарицательное. Ее работы теперь продаются за миллионы, отмечает сайт Смитсоновского института. В 2020 году в лондонской Национальной галерее прошла масштабная персональная выставка искусства Артемизии Джентилески — первая в музее выставка, посвященная художнице-одиночке.

Тем не менее, те, кто хочет привлечь внимание к Джентилески, могли бы более преуспеть, если бы расширили сферу своей деятельности. Как показывает новая выставка в Детройтском институте искусств (DIA), Джентилески была одной из нескольких женщин-художниц, сделавших успешную карьеру в Италии от периода Ренессанса вплоть до эпохи Просвещения. Выставка «Ее рукой: Артемизия Джентилески и женщины-художницы в Италии, 1500–1800 гг.», которая продлится до 29 мая, демонстрирует шедевры, созданные 17 итальянскими женщинами-художницами. Она помогает обосновать более широкое представление об участии женщин в итальянском Возрождении.

Среди известных художниц, чьи работы представлены на выставке, — придворная художница Софонисба Ангвиссола (1532— 1625 гг.), болонская художница-портретистка Лавиния Фонтана (1552 — 1614 гг.), миланская художница — мастер натюрморта Феде Галиция (1578 — 1630 гг.) и болонская художница и гравер Элизабетта Сирани (1638 — 1665 гг.). В дополнение к их работам на выставке также представлены произведения менее известных женщин-художниц.

Ученые Ева Штраусман-Пфланцер и Оливер Тостманн совместно курировали выставку, которая была организована совместно Wadsworth Atheneum в Хартфорде, Коннектикут, и Детройтским институтом искусств (DIA).

Кураторы надеются, что выставка поможет посетителям понять, как Джентилески и другие ранние итальянские художницы добились успеха в мире искусства XVI — XVIII веков, где доминировали мужчины. Они также считают, что выставка вызовет более широкие дискуссии о «гендерной динамике и динамике власти в современный мир», говорится в специальном заявлении по случаю открытия экспозиции.

В беседе с Морин Фейган из Detroit News Штраусман-Пфланцер объясняет, как патриархальные структуры не позволяли многим женщинам участвовать в коммерческом арт-рынке. Академии изящных искусств впервые открылись в XVI — XVII веках, но они отказывались принимать женщин. В последующие годы ученые-сексисты игнорировали женские произведения искусства или даже ошибочно называли их работами своих современников-мужчин, утверждает Штраусман-Пфланцер.

«К 17 женщинам, представленным здесь, были еще десятки, которых мы либо знаем по именам, либо у нас нет ни одной сохранившейся работы», — говорит Штраусман-Пфланцер. — «Надеюсь, люди увидят, что в этот период были женщины-художницы. Но есть много женщин-художниц, которых еще предстоит открыть, но мы знаем, что они существовали».

Артемизия Джентилески, пожалуй, наиболее известна из-за травмирующих событий ее молодой жизни. В возрасте 17 лет она была изнасилована коллегой-художником Агостино Тасси. Ее отец, тоже художник, предъявил обвинения Тасси от ее имени. Во время психологически и физически жестокого судебного процесса Джентилески дала волнующие показания и даже подверглась пыткам, чтобы «доказать» свою историю. В итоге ее насильник был признан виновным, но так и не был наказан.

Поэтому не случайно Джентилески завершила свою, пожалуй, самую известную картину « Юдифь, обезглавливающая Олоферна » (ок. 1620 г.) вскоре после суда, сообщил искусствовед Мюррей Уайт для Boston Globe. Это произведение изображает библейскую историю мести: ветхозаветная героиня и еврейская вдова Юдифь безжалостно обезглавливает ассирийского полководца Олоферна, чтобы спасти свой народ и защитить свою деревню от разрушения.

Хотя эта картина находится в галерее Уффици во Флоренции, DIA владеет родственным шедевром: «Юдифь и ее служанка с головой Олоферна» (1623 – 1635 гг.), на котором изображена Юдифь в напряженный момент после обезглавливания. По данным DIA, драматическое использование света и тени Джентилески сильно напоминает технику светотени, которую использовал ее известный учитель Караваджо .

Позже Джентилески вышла замуж, переехала в Рим, родила пятерых детей и сумела зарекомендовать себя как самая успешная художница своего поколения. Среди других выдающихся работ Джентилески — недавно обнаруженный заново «Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской» и «Автопортрет в образе лютнистки» (1615 –1617 гг.). Как сообщил Джейсон Фараго для New York Times, автопортреты Джентилески помогли продвигать ее работы среди зарубежных клиентов, привлекая таких меценатов, как Карл I Английский, правивший с 1625 по 1649 год.

Несколько женщин, представленных на выставке, процветали в Болонье, которая стала пристанищем для женщин-художниц в XVII веке, пишет искусствовед Бабетта Бон для Art Herstory. Например, художница Фонтана могла зарабатывать на жизнь как портретистка, работая почти исключительно для богатых клиентов, и стала известна в конце XVI века как «портретистка, которую предпочитали болонские дворянки».

Тем временем художница Элизабетта Сирани (1638 — 1665 гг.) поддерживала своих родителей, братьев и сестер с раннего возраста после того, как ее отец, также художник, «вышел из строя» из-за подагры. Она получала заказы от членов богатой семьи Медичи и наставляла нескольких других молодых женщин, в том числе своих сестер Барбару и Анну-Марию, которые впоследствии сами стали профессиональными художницами.

Один из ярких моментов выставки — картина «Порция, ранившая бедро» работы Сирани (1664 г.), изображает сцену из «Жизнеописаний» Плутарха — серии биографий известных греческих и римских мужчин, написанных философом первого века. В рассказе Плутарха Порция пронзает собственное бедро, чтобы доказать верность своему мужу Бруту и ​​узнать тайные подробности его заговора с целью убийства римского полководца Юлия Цезаря. По данным аукционного дома Sotheby's, который продал работу за полмиллиона долларов в 2008 году, изображение Порции кисти Сирани было оценено как «протофеминистское видение».

На выставке также будет представлен цикл документальных фильмов «О женщинах-мечтателях», посвященный работам современных художниц Хильмы аф Клинт, Евы Хессе и Урсулы фон Ридингсвард, а также музыке консорциума Sonnambula, инструментальной группы, которая занимается воспроизведением ранее неизвестных композиций на старинных инструментах.

«Это редкая и захватывающая возможность для публики в Детройте увидеть работы многих одаренных итальянских художниц из первых рук. Интересно рассмотреть, в чем их опыт похож на опыт современных женщин-художниц или отличается от них», — говорится в заявлении Штраусман-Пфланцер.


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Новости культуры
| Просмотров: 445 |Добавил: AdminCityEden | Теги: Выставка, посвящена, художницам, Институте, искусств, вв., итальянским, XVIII, XVI, Детройтском