12:27
Литургические чтения: 22 ФЕВРАЛЯ. Пепельная среда

«Мы начинаем Великий пост возложением пепла: ‘Прах ты и в прах возвратишься’ (Быт 3,19). Пепел напоминает, что мы немощны, слабы и смертны. Мы – прах, но прах, возлюбленный Богом. Господь пожелал взять наш прах в Свои руки и вдохнуть в него дыхание жизни (Быт 2,7). Дорогие братья и сестры, Великий пост – это время благодати, время, когда Бог с любовью взирает на нас, и мы под Его взглядом можем найти в себе силы изменить жизнь» (Папа Франциск, Месса Пепельной среды 26.02.2020).

Великий пост – это литургическое время, в течение которого христиане проходят путь покаяния и обращения, путь подготовки к тому, чтобы в полной мере пережить тайну смерти и воскресения Христа. Эти важнейшие события отмечаются каждый год в праздник Пасхи, имеющий основополагающее и решающее значение для христианской веры. Великий пост разделен на пять воскресений, в период от Пепельной среды до Мессы Вечери Господней. Воскресные дни этого времени всегда имеют преимущество даже перед праздниками Господними и всеми торжественными событиями.

Пепельная среда – день поста; по пятницам Великого поста соблюдается воздержание от мяса.

Во время Великого поста не поется и не провозглашается «Слава», не поется «Аллилуйя», но по воскресеньям всегда совершается исповедание веры «Символом веры».

Литургический цвет этого времени – фиолетовый, цвет покаяния, смирения и служения, обращения и возвращения к Иисусу.

Путь Великого поста – это:
• время крещения, когда христианин готовится принять Таинство Крещения или возродить в себе память и смысл того, что он уже принял;
• покаянное время, в которое крещеный призван возрастать в вере под знаком Божественного милосердия, становясь еще ближе к Христу через постоянное обращение ума, сердца и жизни, выраженное в Таинстве Примирения.

Церковь, вторя Евангелию, предлагает верующим некоторые конкретные обязательства:
• Более усердное слушание слова Божьего. Слово Писания не только повествует о делах Божьих, но и содержит уникальную действенность, которой не обладает ни одно человеческое слово, каким бы возвышенным оно ни было.
• Более интенсивная и глубокая молитва. Чтобы встретить Бога и вступить с Ним в близкое духовное общение, Господь призывает нас быть бдительными и настойчивыми в молитве, «чтобы не впасть в искушение» (Мф 26,41).
• Пост и милостыня. Они придают цельность человеку, его телу и душе, помогают избегать греха и возрастать в близости с Господом, открывают сердце для любви к Богу и ближнему. Свободно решив лишить себя чего-то, чтобы помочь другим, мы конкретно показываем, что наш ближний нам не чужой.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иоил 2,12-18

Ныне говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии. Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему? Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

Толкование

Может ли Бог «передумать»? В Священном Писании (особенно в Пророках) несколько раз говорится, что Господь сожалеет о замысле наказать Свой народ. Значит, Он может отменить Свое решение, если человек раскаивается в содеянном зле. Бог «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (см. Иез 18,23; 33,11). Угроза наказания Божия напоминает угрозу мудрой и доброй матери, которая в ответ на упрямство ребенка грозит страшными наказаниями, но затем готова забыть все и даже покрыть своего ребенка поцелуями и ласками, если он попросит прощения и станет хорошим и послушным. Наше обращение к добру, наше покаяние имеет невообразимые последствия для сердца Бога, Который всегда желает добра, всегда действует на благо человечества. Обращение – это вовсе не возвращение к закону, к его соблюдению, а возвращение к Богу («Обратитесь ко Мне» – первые слова чтения). История нашего общения с Богом – это история любви, и Великий пост – это время полного возвращения к Небесному Отцу.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5,20-6,2

Братья: Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

Толкование

Духовное обращение делает нас причастниками жизни Самого Бога. «Мы – соработники его» – говорит апостол Павел. Тот, Кто приносит Себя в жертву и умирает на Кресте, – Иисус, а не мы, но Его жертва была бы напрасной, если бы мы не приняли ее и решили жить в грехе. Пусть этого никогда не будет! Сделавшись праведными во Христе, через наши молитвы и жертвоприношения мы становимся действенными участниками спасительной миссии Христа. Великий пост – это время, когда мы, христиане, осознаем, кто мы на самом деле: бедные люди и грешники, но и спасители мира во Христе, решившие во всем подражать Спасителю человечества. Наш мир нуждается в жертвенных душах, которые делают творение прекраснее, искупая грех покаянием. Христиане нужны миру больше, чем ученые; молящиеся души нужны больше, чем профессора; бьющиеся с любовью сердца нужны больше, чем финансисты. Один святой действует более эффективно, чем целая армия добровольцев, занятых в социальной, экономической и политической сфере.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 6,1-6.16-18

В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Толкование

Можно раздавать милостыню, молиться, поститься и все равно оставаться неправедными. Качество действий, хорошее или плохое, зависит от намерения, с каким они совершаются. В этот первый день Великого поста Евангелие побуждает задуматься о нашей любви к Богу: не молимся ли мы лишь потому, что Иисус сказал: «О чем ни попросите во имя Мое, Я сделаю»? Постимся ли мы для того, чтобы укрепить свою молитву и участвовать телом в прославлении Бога? Подавая милостыню нуждающимся людям, передаем ли им знак высшей любви? Все три выражения любви – молитва, пост и милостыня – имеют своим началом и концом Бога, и мы не должны трубить перед собой, чтобы окружающие видели нашу праведность: наш Небесный Отец все прекрасно видит, и этого достаточно. Давайте серьезно отнесемся к великопостным начинаниям: посвятим часть нашего дня более регулярной, внимательной и неспешной молитве. Давайте поститься, ограничивая себя в пище в покаянные дни среды и пятницы; давайте откроем свои кошельки, пусть даже самые скудные, для нужд наших братьев и сестер, и будем уверены, что у нас не будет недостатка ни в чем. Да утешает нас обещание Иисуса: Отец вознаградит нас. Господь повторил это трижды!


Другие наши новости!

Материалов за текущий период нет.

Категория:
Литургические чтения
| Просмотров: 43996 |Добавил: AdminCityEden | Теги: среда., февраля, Литургические, 22, чтения, Пепельная